kometa-love - ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ (хронологический обзор)
 Основное меню
Главная
Авторы
Неподвижные звёзды
Библиотека
Работы
Прогнозы
Синастрии
ТАРО
Dynamic Horoscope
Форум
Ссылки

 English version
Forecasts

 Лунная Астрология
Луна в знаках


Расчет гороскопа
ONLINE


2024-04-20
04:51:11 (GMT)

Sun 0 36'15"
Moon 19 2'3"
Mercury 17 9'29"
Venus 18 33'47"
Mars 21 55'41"
Jupiter 21 37'26"
Saturn 15 38'3"
Uranus 21 46'50"
Neptune 28 35'12"
Pluton 2 3'59"
Rahu 15 2'28"
Ketu 15 2'28"
Lilit 22 13'6"

Актуальная тема

Денис Куталёв

ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ
(хронологический обзор)

Часть II
Астрология в V - XI вв.

Астрология - понятие, которое ассоциируется у современного человека прежде всего с эпохой Средневековья. И это не случайно, ибо именно в те времена астрология получила наибольшую популярность, - как в высших кругах общества, так и в широких слоях населения, как в Западной Европе, так и на Востоке.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

В Китае на протяжении всего Средневековья астрология обогащалась наблюдениями за небом, оригинальными разработками китайских астрологов, а также новыми идеями, которые проникали в Китай из других стран. В раннем Средневековье особенно большую роль в развитии китайской астрологии сыграли буддийские миссионеры и индийские учёные. Во времена династии Тан (618 - 907) в китайской столице работало целых три клана буддийских астрономов и астрологов, происходивших из Индии. Наиболее выдающейся фигурой был Гаутама Сиддхартха (кит. Chhuthan Hsi-Ta), который между 718 и 729 гг. составил обширный компендиум по астрономии и астрологии "Трактат по астрологии периода правления Хай-Юаня". В этой работе на китайском языке он обобщил опыт предшествующих поколений астрологов Китая, начиная с IV в. до н.э.

Интересно, что индийские астрологи, работавшие в Китае на рубеже VII - VIII вв., сочетали астрологию с военным делом. В это время также делалось много переводов с персидского языка, большой популярностью пользовались переводы согдийских текстов по планетной астрологии.

Среди китайских астрологов данной эпохи наиболее знаменитым был Вей Нинь (Wei Ning) из династии Северная Ци. Его активная деятельность пришлась на 550 - 589 гг. Его современник Ву Ми (Wu Mi) составил "Компендиум астрологии, новой и старой" (конец VI в.), который, к сожалению, был утерян во времена монгольского нашествия. В танские времена была написана фундаментальнейшая энциклопедия по астрологии "Син цзун" ("Компания звёзд") Чжан Гуо (Chang Kuo). Она датирована 732 г.

Следует подчеркнуть, что системы китайской астрологии и хрономантии территориально не ограничивались рамками одной нации или одного государства. Основные доктрины совпадали не только в разных районах Китая (на протяжении большей части истории не представлявшего собой единую страну), но практически в неизменном виде использовались астрологами соседних регионов.

Концепция инь/ян и "пяти стихий", наиболее чётко представленная в виде т.наз. циклического календаря (60-летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с "пятью стихиями" в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и др. народов Востока. От кочевых народов Азии циклический календарь стал известен даже болгарам. В арабском мире о концепциях китайской хронологии и календаря узнали от уйгуров.

Традиции китайской государственной астрологии предзнаменований также проникли в соседние стран (в частности, в Японию). Суть астрологических концепций практически всюду была одинаковой, различия были в основном связаны с географическими особенностями конкретного региона, с местными культурными и религиозными традициями. Так, в Японии астрология существовала прежде всего как придворное искусство, служащее целям государственной политики. Помимо китайских источников, астрологи Японии опирались на устную передачу знаний от одного поколения другому и на некоторые оригинальные труды. Важнейшим из таких трудов был "Хоки наиден" ("Ритуальный инструмент") Абе но Сеймея (с 987 г. - главного придворного астролога японского двора). "Хоки наиден" был посвящён искусству предсказания и имел для японцев значимость, сходную с ролью "И цзин" ("Канона перемен"). Эта книга в основном рассматривала вопросы оценки благоприятности или злотворности определённых дней календаря и включала в себя синтоистские, буддийские и, возможно, даосские элементы.

ИНДИЯ

В Индии, как уже упоминалось, II - III вв. стали временем становления системы "явана" (т.е. греческой гороскопии). Астрология эллинистического Египта, оригинально переосмысленная с позиций индийских традиций, стала базой всей дальнейшей гороскопной астрологии Индии.

Вопросами астрономическо-математических основ астрологии активно занимался Арьябхата (476 - ок. 550), выдающийся учёный, одним из первых использовавший алгебру. В своей стихотворной работе "Арьябхатия" (499) он доказал, что Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Он же объяснил такое явление, как смена дня и ночи, и научно обосновал причины лунных и солнечных затмений.

Младшим современником Арьябхаты был Варахамихира (505 - 585/587), с деятельностью которого связывают максимальный расцвет индийской астрологии. Варахамихира был учёным-энциклопедистом и плодовитым автором, написавшим трактаты по всем трём традиционным областям индийской астрологии. В области ганиты (астрономических основ астрологии) он написал большой компилятивный труд "Панча-сиддхантика"; в области самхиты (астрологии предзнаменований) - трактаты "Брихат-самхита" и "Самаша-самхита"; в области хоры (гороскопной астрологии) - труды "Брихат-джатака" и "Лагху-джатака". Он также сочинил три работы по военной астрологии и свод правил брачной и вопросной астрологии "Виваха патала". Варахамихира был не только крупным учёным, но и хорошим учителем. Сын Варахамихиры Притхуяшас, учившийся у отца, также стал известным астрологом.

В VII в. жил другой классик индийской астрологии - Брахмагупта (598 - ок. 660), работавший директором знаменитой обсерватории в Удджайне в Средней Индии и написавший два известных математико-астрономико-астрологических сочинения. Одно из них было переведён на арабский и таким образом попало в Египет, а оттуда в Европу.

Ведущим индийским астрологом VIII в. был Лалла, автор труда по мухурта-шастре (элективной астрологии) "Джъётишаратнакоша", который оказал исключительное влияние на дальнейшее развитие этой отрасли астрологии (хотя впоследствии данный труд был оттеснён на второй план его более коротким повторением, написанным в сер. XI в. Шрипати).

Ещё одной важной фигурой индийской астрологии был Кальянаварман (конец VIII - 1-я пол. IX в.), автор одного из классических трудов - "Саравали". Эта работа была основана большей частью на концепциях Спхуджидхваджи и Варахамихиры.

В X в. работал Бхаттотпала (Утпала), знаменитый комментатор классических работ по индийской астрологии. Он жил, видимо, в Северной Индии. Наибольшую известность Бхаттотпала приобрёл благодаря своим комментариям к астрологическим сочинениям Варахамихиры, и прежде всего - благодаря комментариям к "Брихат-джатаке" (закончены в 966 г.). Кроме того, он написал комментарии к "Шат-панчасике" Притхуяшаса, сына Варахамихиры, к "Кхандакхадьяке" Брахмагупты, а также восполнил утерянные или незаконченные части "Саравали".

ВИЗАНТИЯ

В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в котором астрология продолжала своё существование, была Византия. Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями. Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике извлечённых из них знаний. Эта особенность привела к любопытнейшему результату: за тысячу лет существования византийской астрологии не было создано практически ни одной новой астрологической концепции или методики, а работы по астрологии сводились лишь к компиляции и пересказу более ранних авторов. Но при этом "наука о звёздах" имела широкое распространение в византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не всегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский описывает истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всего существующего.

Власти и церковь старались бороться с увлечением астрологией. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565). Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Но несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген, Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многие государственные мужи перед принятием важных решений нередко обращались за советом к астрологам. О широком распространении веры в астрологию свидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихся до нашего времени.

Особенно большое число сочинений дошло до нас от ранневизантийского периода (IV – VII вв.). В эти годы жили и трудились Панхарий, Максим, Гефестион Фиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Иоанн Лид, Реторий и др., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. При составлении своих работ они черпали материал из египетской астрологической литературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров Доротея Сидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса" Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих под воздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика".

Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляют собой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать в конфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные" выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.

Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.

Астрология была включена в программу преподавания в византийских школах наряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Профессор Александрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии. Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея, а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию" Павла Александрийского.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёный Лев Математик (ок. 790 - после 869). По сообщению хронистов, с помощью своих знаний в этой области он сумел предотвратить голод в Фессалонике, посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный им момент, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд работ, посвящённых астрологическим проблемам.

Известным астрологом своего времени был Демофил (X в). Он является автором нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Демофил также был редактором греческих астрологических работ более раннего времени и автором ряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

В 476 г. произошло падение Западной Римской империи, и в Европе произошёл качественный спад науки и образования, который затронул и астрологию. И хотя такие крупнейшие философы, как Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 - 636) принимали учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианской церковью предсказаний как языческой практики затормозило развитие астрологии. Другим важным фактором было отсутствие необходимой для астрологов технической поддержки (планетных таблиц, обсерваторий и т.п.).

Однако исчезновение астрологии не было тотальным, древние знания продолжали сохраняться в монастырских библиотеках. Из работ Боэция и Исидора монахи знали о дискуссии по поводу астрологии, которая велась отцами церкви, а из сочинений других классических авторов, таких как Плиний, они знали о различных характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзные астрологические тексты, поскольку на рубеже VIII - IX в. в северной Британии появился Алкуин, ставший учителем астрологии у императора Шарлеманя и ознаменовавший начало астрологического возрождения в IX в.

Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях небесных явлений - фаз Луны, затмений и комет - и на соотнесении с планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д. На популярном уровне и в монастырях астрология имела важную характеристику: она была мунданной, имея дело не с индивидуумом, а с группами людей.

Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что он практиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616 - 632). Его главной обязанностью было оказывать поддержку королю военными советами в длительной войне с кельтами.

Одним из ведущих учёных этого времени был Беда Достопочтенный (671 - 735), который отмечал эффекты различных комет (включая комету 729 г., на которую Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).

Также есть сведения о продолжении астрологических традиций у евреев в Марселе и среди королей иудейского королевства, процветавшего в северной Испании и южной Франции в IX в. Именно из Испании Пеллит прибыл служить королю Эдвину, предоставив нам свидетельство контактов между различными частями Европы в ту эпоху - контактов, поддержанных связью кельтской церкви через Испанию с коптской церковью в Египте.

Реальный всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императоре франков Шарлемане (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена поздней Римской империи астрология в Галлии процветала. Вероятно, это и стало причиной того, что центром возрождения астрологии стала новая Франкская империя, которая занимала большую часть современной Франции, Нидерландов и Германии.

Алкуин

Возрождение началось и на северном, и на южном побережье Европы: сам Шарлемань учился у англичанина Алкуина (став искусным астрологом), в то время как поиск новых текстов привёл к тесным контактам с мусульманским миром. Астрология вошла в жизнь Франкского государства с удивительной скоростью. Возможно, это было вызвано престижем Алкуина, который стал самым известным преподавателем в Европе.

Со времён Шарлеманя до эпохи правления Роберта I (922 - 923) изучение астрологии и астрономии (особенно духовенством) активно поддерживалось консулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный рост количества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобы удовлетворить спрос: при преемнике Шарлеманя, Людовике Благочестивом (814 - 840), каждый каролингский лорд имел собственного астролога. Известны имена практиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель в Турнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а также капеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.

Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первые переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В частности, он мог изучать “Матесис” Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000 г.

Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскую астрологическую мысль – вплоть до XII в., когда был переведён “Тетрабиблос” Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, после смерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-за того, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.

К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были написаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liber de Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где-то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом, Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).

ИРАН

Сохранилось очень мало сведений о занятиях астрологией в Сасанидском Иране после правления Шапура I. Однако известно, что в конце IV - нач. V в. был отредактирована персидская версия трактата Доротея Сидонского, в неё были добавлены некоторые индийские теории (в частности, концепция навамш - карт девятой гармоники). Есть основания считать, что смешение греческих и индийских методик было главной характеристикой сасанидской астрологии.

Основным персидским сочинением по астрономии и астрологии этого периода является государственный "Зидж-и шах" ("Шахский зидж"). Он был написан около 450 г. и переработан при Хосрове I Ануширване (531 - 579), правителе, который поощрял деятельность греческих (или греко-сирийских) и индийских учёных в Иране. Кстати, до наших дней дошёл гороскоп, составленный на коронацию Хосрова I. В "Шахском зидже" зороастрийские доктрины сочетались с эллинистическими и индийскими элементами.

Тот факт, что астрологические концепции являлись составной частью религиозной доктрины зороастризма (государственной религии Ирана), подтверждается анализом "Бундахишна" (IX в.) - самого значительного произведения пехлевийской литературы. Зороастрийские представления о мире, изложенные в этом сочинении, включают теорию астрологических эпох и систему 28 накшатр (они перечислены с их персидскими именами).

Одним из важнейших достижений сасанидской астрологии была разработка астрологического описания истории, т.е. попытки изучить прошлое на основе толкования годичных гороскопов (на день весеннего равноденствия), анализа соединений Юпитера с Сатурном и т.п. Иранская астрология сасанидского периода оказала существенное влияние на более позднюю исламскую астрологию.

СТРАНЫ ИСЛАМА

Мусульманство, возникшее в Аравии в 1-й пол. VII в., в целом было благосклонно к астрологии. Основными источниками для первых астрологов ислама были три основных астрологических традиции: эллинистическая, индийская и сасанидская. Арабские учёные переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита - индийские тексты, с пехлеви - возникший в эпоху Сасанидов конгломерат двух вышеназванных астрологических течений и зороастрийской астрологии. Кроме того, определённую роль также сыграли астрологические представления домусульманской Аравии.

Начало расцвета астрологии датируется временем правления первых аббасидских халифов. Халиф ал-Мансур, правивший в 754 - 775 гг., был известным учёным своего времени, большим поклонником астрологии, покровителем наук и искусства. В 762 г. он основал город Багдад; весьма показательно, что дата основания города и его планировка была определена придворными астрологами ал-Мансура - Наубахтом и Маша'аллахом. Одна из больших заслуг ал-Мансура состояла в том, что он собрал у себя многих переводчиков (в основном, сирийских) и поручил им все уцелевшие произведения древнегреческой и эллинистической литературы перевести на арабский язык. Во многом благодаря этим переводам астрология получила распространение в арабском мире. Следует отметить, что исламские астрологи, подобно византийским, стремились во всём следовать по стопам своих предшественников из эллинистической эпохи. Однако арабский язык был настолько отличен от древнегреческого, что не обошлось без недопониманий и невольных искажений идей первоисточников. В результате, ряд греческих концепций и методик (напр., идея дуговых аспектов или теория "свободного ухода" Луны) получили в арабском мире совершенно иное наполнение.

При наследниках ал-Мансура астрология продолжала процветать, особенно во времена правления Махди (775 - 785), Харуна-ар-Рашида (786 - 809), Амина (809 - 813), Мамуна (813 - 833) и Мутасима (833 - 842). В это время работали такие крупнейшие астрологи, как:

  • Феофил Эдесский (он приобрёл славу великого астролога как в арабском мире, так и в Византии),
  • Ибн Хайян (известный также как величайший алхимик Средневековья),
  • ал-Фадл ибн Сахл ас-Сарахси (вазир халифа ал-Мамуна),
  • ал-Кинди ("отец арабской астрологии"),
  • Абу Ма'шар (его часто называют наиболее известным астрологом Средневековья),
  • еврейские астрологи Сахл ибн Бишр и `Али ибн Дауд,
  • персидские астрологи Ибн ал-Базьяр и Абу Бакр ал-Хасан ибн ал-Хасиб и др.

Во второй половине IX в. работали ал-Баттани, считающийся величайшим из арабских астрономов и крупнейшим астрологом, и выдающийся сирийский учёный-энциклопедист Сабит ибн Курра, исповедовавший сабеизм.

Сабеизм - это доисламская религия в Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил, который восходил к древневавилонским представлениям. Сабии, веря в единый, безличный, универсальный Божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая планеты и другие небесные тела в качестве соответствующих символов. Название "сабеизм" произошло от имени аравийского племени сабиев, у которых впервые зародился этот культ. Центром этой религии был г.Харран в Сирии. Из религиозной общины сабиев Харрана вышли многие математики, астрономы и астрологи. Сабит ибн Курра был не только наиболее знаменитым сабианским астрологом, но и автором многих религиозных сочинений, реформатором сабеизма.

В X в. жили ал-Кабиси (один из наиболее читаемых в эпоху Средневековья писателей-астрологов), ал-Кумми (автор "Превосходной книги введения в науку приговоров звёзд", 968 г.), ал-Маджрити (крупнейший учёный Андалусии, учитель многих математиков, астрономов и астрологов) и ас-Суфи (знаменитый астролог из Западного Ирана).

В первой половине XI в. работало сразу несколько самобытнейших учёных-энциклопедистов, сделавших большой вклад в астрологию: ал-Хасан ибн ал-Хайсам (Альгазен; 965 - 1039), ал-Бируни (973 - 1048), Ибн Сина (Авиценна; 980 - 1037). Их современниками были известнейшие астрологи Ибн Лаббан и Ибн Аби-р-Риджал.

Рубеж XI - XII вв. был ознаменован развитием суфийской астрологии, что во многом было связано с деятельностью философа ал-Газзали (1058 - 1111), одного из основоположников суфизма, который ввёл это, вначале еретическое, течение в русло ортодоксального ислама. Виднейшие суфийские мыслители включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов (IX - XI вв.).

Вообще, значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество выдающихся астрологов в странах ислама. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, или танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Священное направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью науки о звёздах.

МЕСОАМЕРИКА

В IV - IX вв. переживала свой расцвет астрология майя. Майянские астрологи-жрецы занимали высокое положение в обществе, их указания касались не только религиозной стороны жизни, но распространялись также на военную сферу, сельское хозяйство, повседневную жизнь. Велись тщательные астрономические наблюдения. Основным источником наших сведений о развитии месоамериканской астрономии и астрологии в этот период является уникальный свиток, найденный в 1739 г. и хранящийся в библиотеке г.Дрезден.

Дрезденский кодекс свидетельствует, что майя имели обширные сведения о различных планетных циклах, вычисленных ими с большой точностью. Ключевую роль в майянской астрологии играла планета Венера, связывавшаяся с богом Кецалькоатлем - творцом мира, создателем человека и культуры. Её синодический период (около 584 суток) и оригинальный майянский 260-дневный "короткий год" (цолькин) являлись базисом системы астрологических предсказаний. Индейцы майя знали, что пять циклов Венеры составляют восемь земных лет, и на этом выстроили свою астрологическую систему. В основе эфемерид Венеры, приведённых в Дрезденском кодексе, лежит т.наз. "замечательное число", которое, в пересчёте на европейских календарь, соотносится с 6 февраля 623 г.

С X в. цивилизация майя начала приходить в упадок, в мексиканских плоскогорьях и на Юкатане стали господствовать толтеки, а затем ацтеки. Однако традиции майянской астрологии продолжали существовать и, более того, составили основу астрологии этих новых цивилизаций. Дрезденский кодекс донёс до наших дней ещё одну важную дату - 20 ноября 934 г. у майя был формально введён в действие календарь Венеры.

Часть 3. Астрология в XI - XV вв.

© Денис Куталёв, 1999.

Обсудить статью в Форуме >>

Денис Куталёв
http://www.astrologic.ru




Главная | Авторы | Неподвижные звёзды | Библиотека | Работы | Прогнозы | Синастрии | ТАРО | Dynamic Horoscope | ФорумСсылки
Copyright © 2002-2024 KOMETA-LOVE
 
Яндекс.Метрика