КОМЕТА - ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ (хронологический обзор)
 Основное меню
Главная
Авторы
Неподвижные звёзды
Библиотека
Работы
Прогнозы
Синастрии
ТАРО
Dynamic Horoscope
Форум
Ссылки

 English version
Forecasts

 Лунная Астрология
Луна в знаках


Расчет гороскопа
ONLINE


2017-02-21
19:21:52 (GMT)

Sun 3 21'13"
Moon 6 11'41"
Mercury 22 49'41"
Venus 11 1'49"
Mars 18 11'39"
Jupiter 22 45'43"
Saturn 26 16'35"
Uranus 21 46'36"
Neptune 11 23'33"
Pluton 18 35'49"
Rahu 3 28'58"
Ketu 3 28'58"
Lilit 0 52'20"
Chiron 23 26'17"

Актуальная тема

Денис Куталёв

ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ
(хронологический обзор)

Часть V
Астрология в XIX и XX веке

Центром нового всплеска интереса к астрологии в Европе стала Великобритания. В конце XVIII в. в этой стране было опубликовано "Новое полное разъяснение небесной науки астрологии" Эбенизера Сибли, а в 1816 г. Джеймсом Уилсоном было написано подробное руководство "Полный словарь по астрологии", по сей день считающееся образцовым справочником по традиционной птолемеевской астрологии. Тот факт, что обе данные книги неоднократно переиздавались, свидетельствует, что потребность в знаниях подобного рода в народе не исчезла. В 1820 г. Р.К.Смит (1795 - 1832) основал под псевдонимом Рафаэль периодическое издание "Альманах Рафаэля и пророческий вестник", сразу ставшее популярным. Оно издаётся и в наши дни. Вслед за Рафаэлем свой "Альманах Задкиеля" начал издавать Р.Дж.Моррисон (с 1830 г.), причём с не меньшим успехом. Появились и другие книги и периодические издания. Авторов не смущал тот факт, что официальная наука считала астрологию "ложным учением": как собственный опыт астрологов, так и большой спрос на литературу подобного рода показывали, что древнее учение о звёздах по-прежнему актуально.

Большую поддержку астрология получила со стороны различных оккультных учений, особенно со стороны теософии - религиозно-мистического учения, сформулированного Е.П.Блаватской (1831 - 1891). Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определённой догматикой. Теософское общество было основано в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом 17 ноября 1875 г. и вначале состояло всего из 16 членов. Полковник Олькотт был его первым президентом. В 1878 г. "штаб-квартира" общества была переведена в предместье Адьяр около Мадраса в Индии, где она находится и в наше время. Уже в 1890 году число приверженцев Теософского общества в разных странах мира достигло 100 тысяч человек.

Блаватская и её последователи сыграли огромную роль в увеличении интереса к астрологии в странах Запада. В своих работах теософы последовательно проводили мысль о том, что астрология - это неотъемлемая часть сокровенной мудрости всех эпох и народов, что "наука о звёздах" во многом является ключом к глубинным знаниям о мире и предназначении человека. Теософия связала европейскую астрологию с элементами индийской философии и с индийской астрологией. В ряды Теософского общества влилось множество людей, интересующихся древней наукой о звёздах. Естественным развитием этого интереса стало создание учеником Блаватской Аланом Лео (1860 - 1917) Астрологической ложи Теософского общества (Лондон), которая и по сей день является одной из самых уважаемых астрологических организаций.

Из Англии интерес к астрологии распространился на другие страны Европы (Германию, Россию, Нидерланды и др.), а также в Соединённые Штаты Америки. В большинстве случаев первыми людьми, начинавшими пропаганду астрологии в своей стране, были члены Теософского общества (одно из немногих исключений представляла Франция). Особенно успешно астрология распространялась в США, что во многом связано с деятельностью Люка Денниса Браутона (1828 - 1899). В возрасте 26 лет он эмигрировал из Англии в Соединённые Штаты, вскоре начал издавать астрологический журнал, читать лекции в Нью-Йорке, распространять английскую астрологическую литературу, давать консультации. Результаты были ошеломляющими: если в 1860 г. в США практически не было своих серьёзных астрологов, то к концу века их уже были тысячи.

На рубеже XIX - XX вв. астрология стала приобретать большое количество новых сторонников. Прежде всего, это было связано со всплеском интереса к мистике, который явился реакцией на засилье рационализма в духовной культуре европейского и американского общества. Другим важным фактором была неустойчивая социально-психологическая ситуация в первой половине XX в. - во времена войн, революций, создания и разрушения империй человек стал искать опору и вечные истины в астрологическом учении древности, так же, как он это делал во все предыдущие периоды политической и экономической нестабильности. С этой точки зрения интересным является факт активного использования астрологии лидерами фашизма в Германии, пытавшимися найти оправдания своей политике в пророчествах Нострадамуса, удержать надежды на процветание благодаря выбору оптимальной даты для начала той или иной военной кампании, и т.д. Во время второй мировой войны разворачивались целые "астрологические битвы", когда один астролог указывал Гитлеру наиболее вероятное место открытия западного фронта, а другой астролог рекомендовал Черчиллю не начинать военные действия в этом месте именно потому, что оно является наиболее вероятным с точки зрения астрологии.

1950-70-е годы стали годами торжества астрономии и космонавтики, в это время были запущены первые спутники, человек оторвался от Земли и вышел в космос. Земля как никогда раньше стала осознаваться маленькой точкой, затерявшейся в безграничном пространстве Вселенной. Поэтому геоцентрические позиции астрологии вызывали в эти годы наиболее презрительное отношение со стороны науки. Однако за последние 15 - 20 лет многие серьёзные учёные начали высказываться в защиту астрологии или, по крайней мере, не так уверенно наклеивать на неё уничижительные ярлыки. Такому изменению отношения к астрологии есть несколько основных причин.

Во-первых, современная наука во многом основывается на эмпирическом подходе: обнаружив неслучайность и повторяемость каких-либо явлений при определённых условиях, наука признаёт эти явления и начинает прорабатывать основные версии о причинах и природе этих явлений. Поэтому несомненным шоком для научной общественности явилось обнародование результатов фундаментального статистического исследования, проведённого французским учёным Мишелем Роланом Гокленом (1928 - 1991) в содружестве со своей женой Франсуазой в 1950-х - 60-х гг. Задавшись целью проверить утверждения астрологов, он рассчитал позиции планет на момент рождения 576 членов Французской медицинской академии, и результат был ошеломляющий - благосклонная для врачей звёздная позиция намного превосходила среднюю вероятность. Гоклен продолжил свою работу и обследовал архивные данные на десятки тысяч людей, обнаружив несомненную связь между профессией и доминирующей планетой гороскопа. Исследования Гоклена были проведены на высоком профессиональном уровне и до сих пор никем не оспорены. Существуют и другие подтверждения соотнесённости космических и земных явлений. Факт влияния солнечной активности на катаклизмы на Земле уже признаётся всеми. Но основатель гелиобиологии А.Л.Чижевский, указывая на то, что солнечная активность связана с движением планет, считал, что на нашу планету действуют и энергии более далёких светил. Современные научные исследования подтверждают этот факт.

Во-вторых, глубокие перемены в современные науки о человеке внесла концепция основателя аналитической психологии К.Г.Юнга (1875 - 1961). Исследования религиозных и культурных представлений разных народов и эпох привели его к выделению понятия архетипа. Архетипы - это первичные формы, лежащие в основе образов и бессознательно пробуждающие активность воображения. Они проявляются в снах и бреду, а также в искусстве и литературе и являют то единое в человеческом сознании, что связывает его с космосом и вечностью. Изучение явления синхронности психического восприятия разных людей и объективных процессов реальности подвело Юнга к принятию астрологии, которая объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным. Он увидел архетипы в астрологической символике и в послуживших её источником древних мифах. Юнг указывал: "Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: "планеты" - это боги, символы власти бессознательного". Он также считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифов.

Ещё одна причина всплеска интереса к астрологии - кризис современной научной парадигмы, с одной стороны, и кризис в современной церкви - с другой. Поэтому многие люди обращаются к "науке о звёздах" (и другим оккультным знаниям) в надежде, что она даст ответы на те вопросы, на которые у традиционной науки ответа нет, и считают возможным соединение научного и духовного развития именно через астрологию.

Поэтому далеко не случаен факт, кажущийся на первый взгляд парадоксальным: именно в XX в. архаичное учение о связи движения планет с событиями на Земле получило наиболее широкое распространение, причём популярность этого учения продолжает увеличиваться. В результате (как к этому ни относиться) астрология стала неотъемлемым фактором жизни современного общества. В мире открыты сотни астрологических учебных заведений, астрологическая литература издаётся многомиллионными тиражами, организуются профессиональные союзы астрологов. Развивается и теоретическая база астрологии, современными астрологами разрабатываются новые методики, идёт установление и укрепление их сотрудничества с психологами, медиками, экономистами, историками и представителями многих других "традиционных" наук. Укажем лишь самые характерные направления развития современной астрологии:

1) приложение астрологии к психологии. Это направление было заложено К.Г.Юнгом и развито американским философом и психологом Дэйном Радьяром (1895 - 1985). Радьяр увидел возможность выработки практического синтеза астрологии и глубинной психологии Юнга с точки зрения холистического подхода. Роль астрологии виделась Радьяру в демонстрации цикличности и целостности жизни индивидуумов и народов. В отличие от глубинной психологии, которая имеет дело с содержанием души, астрология, считал Радьяр, способна раскрыть основную структуру личности и жизни. Находясь под частичным влиянием гуманистической психологии А.Маслоу, Радьяр сформулировал концепцию "гуманистической астрологии", которую продолжают развивать современные астрологи. Среди наиболее видных представителей психологической астрологии: Элис О.Хоуэлл (США), основатели Астропсихологического Института в Цюрихе Бруно и Луиза Хуберы (Швейцария), Карен Хамакер-Зондаг (Нидерланды), Говард Саспортас (Великобритания), Лиз Грин (США-Англия), Стефан Арройо (США), Кристиан Боруп (Дания), Клод Вайс (Швейцария), Андрэ Барбо (Франция) и др.;

2) статистические исследования астрологических данных. Сущность этого направления заключается в критическом пересмотре положений традиционной астрологии и в проведении астрологических исследований с помощью статистических методов. Ещё до Гокленов в этом направлении работали француз Поль Шуаснар (1867 - 1930) и швейцарец Карл Эрнст Крафт (1900 - 1945). В настоящее время созданы банки данных, содержащие сотни тысяч данных о времени рождения различных людей и о времени различных политических, экономических, культурных событий;

3) естественнонаучное направление, которое, с одной стороны, пытается объяснить астрологические воздействия с помощью современных научных концепций, а с другой стороны, разрабатывает применение методик астрологии в сферах естественных науках. Астрологи этого направления тесно сотрудничают с биологами, медиками, физиками и т.п. Среди наиболее известных представителей этого течения - сторонники т.наз. "космобиологии": Фридрих Ферхов, Рейнгольд Эбертин и его сын Бальдур Эбертин;

4) гуманитарное направление, которое занимается философским обоснованием астрологии, изучением астрологических циклов в истории цивилизации, культурологическим анализом астрологии, изучает историю тех или иных техник и школ астрологии, прослеживает влияние астрологических концепций на произведения искусства и т.п.;

5) эзотерическое, оккультное направление, продолжающее традиции теософии и других оккультных концепций, а также связанное с нетрадиционными религиозными течениями. Астрология здесь рассматривается как средство к раскрытию истинного предназначения человека, к постижению скрытых закономерностей жизни. В русле данного течения работают сторонники теософии (Алан Лео, Сефариал) и последователи учений, разработанных в развитие теософских идей (учение о Семи лучах Алисы Бейли, антропософия Рудольфа Штейнера), Братство Розенкрейцеров Макса Хейнделя, Церковь Света Кристофера Зайна, Общественная Церковь Религиозной Науки (США). Все эти организации были основаны в первой половине нашего века;

6) направление, продолжающее разработки традиционной астрологии, т.е. ставящее своей целью определение основных тенденций жизни людей, решение их насущных проблем и прогнозирование событий. В XX веке это направление продолжает оставаться основным, причём астрологи не только используют старинные методики, но вводят и новые техники, создавая порой совершенно оригинальные концепции, - но их цели остаются теми же, что и у астрологов Средневековья. Сферы приложения астрологии в наше время весьма обширны: политические и экономические прогнозы, прогнозирование стихийных бедствий, метеорология, профориентация, проблемы совместимости партнёров, определение благоприятных и неблагоприятных периодов для тех или иных дел и т.д.

Интересно, что астрология, полностью перестав влиять на европейскую политику в XVII в., вновь стала использоваться в военных, разведывательных, финансовых делах. Многие политические лидеры прислушиваются к советам астрологов. Классическим примером может служить тот факт, что деловое расписание президента США Рейгана все годы его правления зависело от указаний Джоан Куигли, астролога семьи Рейганов. Известно также, что израильская секретная служба, Моссад, проводила эксперименты с астрологией и обнаружила, что гороскоп Израиля действительно отражает инициативы, которыми она секретно руководила;

7) направление, ставящее своей целью комплексное сочетание методик различных школ. В XX в. возникло большое количество новых астрологических школ, новых подходов к анализу гороскопов, а также стала доступна информация о старинных методиках разных стран. В частности, на рубеже нашего века в Индии стали выходить английские переводы классиков индийской астрологии, выпускаться периодические издания. Деятельность известного астролога Бангалора Венката Рамана (р. 1912) привела к распространению индийской астрологии в странах Запада. Проявляется интерес к китайским техникам, и хотя в социалистическом Китае астрология не приветствуется, существуют школы китайской астрологии в Японии и других странах, делаются переводы старинных трактатов на европейские языки. Ряд исследователей работает над реконструкцией астрологических систем индейцев Месоамерики и древних кельтов. Результатом стало развитие направления, получившего в англоязычных странах название "interdimensional astrology" ("многомерная астрология"). Представители этого направления считают, что каждая из астрологических методик даёт свой срез информации о человеке, и пытаются свести индийскую, китайскую, ацтекскую, европейскую и прочие астрологические системы в некую единую метасистему;

8) направление, ставящее своей целью популяризацию астрологии, - т.наз. "газетная астрология". Это направление, с одной стороны, является самым массовым, а с другой - подвергается наибольшей критике как со стороны астрологов, так и со стороны противников астрологии. Сложность здесь заключается в том, что астрологи указывают: астрологический портрет личности или прогноз базируется на сведениях о дате, времени и месте рождения, т.е. необходима индивидуальная работа с клиентом. Когда же сведения сводятся лишь к солнечному зодиакальному знаку, под которым человек рождён, то информация, которую может дать астролог, будет чересчур общей и расплывчатой (ведь эта информация относится к каждому 12-му человеку на планете!). Однако только подобная "астрология солнечных знаков" может быть интересной и доступной массовому читателю. Таким образом, хотя газетные прогнозы и являются основным источником популярности астрологии, сами астрологи относятся к ним весьма скептически, понимая, что этим "наука о звёздах" весьма сильно дискредитируется. У истоков "газетной астрологии" стоял Уильям Лилли, которому в 1649 г. одна из лондонских газет предложила вести астрологический раздел. Однако это начинание тогда не нашло поддержки. Следующий шаг был сделан лишь в 1930 г. 24 августа указанного года английский астролог Р.Г.Нэйлор впервые опубликовал в "Sunday Express" статью с гороскопом принцессы Маргарет, что вызвало большой интерес и подняло тираж газеты. После этого редакция газеты заказала астрологу серию подобных гороскопов. Популярность Нэйлора и "газетной астрологии" резко возросла после оправдавшегося предсказания катастрофы английского пассажирского самолёта R-101 в том же году. Многие газеты ввели у себя тогда же постоянные рубрики астрологических прогнозов. Из Англии эта мода распространилась в другие страны.

Приведённый перечень направлений современной астрологии лишь приблизителен. Кроме того, нужно понимать, что эти направления не являются жёстко отграниченными друг от друга: конкретные астрологи в своей деятельности сочетают их индивидуальным образом.

Следует сознавать, что вне ареала западной культуры ситуация всегда была иная. Астрология, как и столетия назад, продолжает оставаться неотъемлемым фактом восточных культур. Почти все политики Индии, соседних с ней государств, а также некоммунистических областей юго-восточной Азии использовали и используют астрологию (наиболее яркий пример - Индира Ганди). Лон Нол, последний камбоджийский лидер во время войны во Вьетнаме, никогда не принимал решения, не проконсультировавшись с астрологами, и мы можем только гадать, какое воздействие оказали астрологи на течение этой войны. В арабском мире султан Кабош, лидер Омана, был астрологом. Шейх Ямани, саудовский министр нефтяной промышленности и один из самых могущественных людей в мире, никуда не ездил без своих книг по астрологии. Считается, что он даже предсказал свою собственную смерть ("Daily Express", 28 мая 1981).

Итак, астрология переживает в современную эпоху новый расцвет. Кроме того, переосмысляется её теоретический базис, по-новому оценивается её роль в культурных процессах, ведутся научные исследования релевантности астрологических положений. Преображённая и переосмысленная, древняя "наука о звёздах" уверенно вступает в XXI в.

© Денис Куталёв, 1999.

Обсудить статью в Форуме >>

Денис Куталёв
http://www.astrologic.ru






Главная | Авторы | Неподвижные звёзды | Библиотека | Работы | Прогнозы | Синастрии | ТАРО | Dynamic Horoscope | ФорумСсылки
Яндекс.Метрика


Copyright © 2002-2016 KOMETA-LOVE