Влияние Цвета

Форум обсуждения различных мнений, новостей и технических вопросов по работе форумов.

Модератор: Андрей Лавров

Влияние Цвета

Сообщение Андрей Лавров » Пт июл 15, 2011 10:32 pm

ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ЦВЕТА

Цвета – это излучающая сила, энергия, воздействие которой
на человека бывает и позитивным, и негативным, независимо
от того, сознаём мы это или нет.
Иоханнес Иттен

Изображение

Мы живём в мире тонких излучений и попадаем под целый комплекс различных психологических и физиологических влияний, многие из которых ещё очень слабо изучены современной наукой. Воздействию цвета на жизнь и психику человека посвящено много работ и исследований, авторы которых представляют самые различные профессии и направления. Основу научной классификации цветов заложил великий Ньютон. В 1672 году он с помощью призмы разложил солнечный свет на спектр и снова собрал его воедино. Учёный связал цвета с углом преломления и решил, что основными цветами следует считать синий, жёлтый и красный, из которых получаются остальные – спектр образованный последовательно семью сегментами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Однако, для того, чтобы увидеть туже самую последовательную гамму в природе вам достаточно выйти на улицу после дождя и посмотреть на радугу. Вслед за Ньютоном великий поэт Гёте написал огромное «Учение о цвете»(1805-1810), тем самым, вдохнув душу в физическую теорию Ньютона. Гёте рассмотрел проблему цвета с физиологической, психологической и символической стороны и верил, что цвет одежды «позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека» Гёте писал, что «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к котором он преимущественно приурочен, а через него и на душу»
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
Современная психология цвета стоит на работах Макса Люшера, показавшего связь цвета с психической жизнью человека. Люшер разработал свой цветовой тест и свою психологическую типологию. Она основана на следующем – цветовое возбуждение передаётся от глаза в промежуточный мозг, и действует непосредственно на вегетативную нервную систему, отвечающую за врождённые примитивные рефлексы, а та связана с высшими отделами мозга, заведующими сложными эмоциями и процессами мышления. Поэтому цвета независимо от сознания, действуют и на первое, и на второе, и на третье. Воздействие определённого цвета на вегетативную нервную систему у всех одинаково, и не связанно ни с полом, ни с расой, ни с культурой, ни с национальностью. Любой цвет имеет вполне конкретное влияние на нас. Исследования показали, что красный и жёлтый цвета действуют возбуждающе, синий и зелёный - успокаивают. В этом - объективная значимость психологии цвета. Индивидуальной, является только личная симпатия к цвету.
Определённым психотипам соответствуют определённые цветовые предпочтения, а цветовой тест помогает установить, что за человек перед нами. Люшер выделил четыре основных цвета(красный, синий, зелёный и жёлтый) соответствующие основным психотипам, известным как холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник. От цветового типа зависит поведение человека и мотивы его поведения. Четырёхцветный человек по Люшеру, выбирающий все четыре «главные» краски, опирается на четыре важнейшие человеческие потребности: самоуважение – зелёный, уверенность в себе – красный, удовлетворение – синий, и свободу – жёлтый. Поэтому он живёт целостно, гармонично и интересно. Те же, кто отдаёт предпочтение одному из цветов, за счёт отрицания других, психически или психологически ущербны, равновесие у них нарушено. Люшер установил связь между предпочтением цвета и характером. Предпочитаемый цвет даёт представление о состоянии человека, отвергаемый говорит о причинах, которые мешают человеку жить счастливо. Зная влияние цветов, можно выявить не только психологическое состояние личности, но и менять её к лучшему.
Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
Изображение
Итак, палитру цветов можно разделить на холодные и горячие, тёплые и прохладные, мягкие и жесткие, нежные и грубые, весёлые и грустные. И наконец сочетания цвета может быть гармоничным и дисгармоничным.
Основные цвета – это красный, жёлтый и синий. Их нельзя получить при смешении, каких либо других красок. Зато их смешение образуются все остальные. От смешения жёлтого и красного, получим оранжевый, синего и жёлтого – зелёный, синего и красного – фиолетовый и т.д. Эти яркие цвета относятся к полихромным и хроматическим. А вот белый, чёрный и все варианты серого, относятся к ахроматическим цветам, то есть к бесцветным. Если к каждому цвету добавлять различные отношения белого и чёрного, то получим огромное число оттенков разной насыщенности. Белый в сочетании с красным дадут нам розовый цвет, а вот белый и синий рождают голубые тона.
Тёплые цвета – это красный, оранжевый и жёлтый. Они связаны с огнём, солнцем и несут тепло и энергию.
Холодные цвета – синие, голубые и фиолетовые. В природе они связаны с льдом снегом и водой и несут холод и покой.
Ещё бывают цвета «тяжёлые» и «лёгкие», например чёрный и жёлтый. Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности — виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами — элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта. Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Главная дуалистическая пара всех времён и народов – это чёрный и белый. Сознание простого смертного расколото на два противоположных полюса по простой причине. Природа демонстрирует нам свою колористку, а мы всего лишь следуем вслед за природой. Если не задумываться, и не углубляться в тему, то мир можно поделить на белое и чёрное – полночь и полдень, лето и зиму, холод и жару, голод и изобилие, нищету и богатство, слабость и силу…... Последние тысячелетия основная масса людей мыслили такими категориями, и жизнь была наполнена чёрно-белыми тонами. Более внимательные и одухотворённые натуры всегда различали массу полутонов и промежуточных цветов, насыщающих нашу жизнь. В конце концов, в природе есть ещё восход и закат, равноденствия, умеренность и самодостаточность. Самый простой и короткий способ как-то сбалансировать соотношение сил в природе(в себе) – дополнить чёрное белым или наоборот. Несомненно, природа постоянно показывает нам образцы различных цветовых комбинаций, а мы словно в зеркале отражаем эти процессы, перенося их в нашу жизнь.
Классическое спокойное сочетание синего и белого - передаёт настроение вида белых чаек на фоне синего моря, приятную контрастную комбинацию синего и жёлтого – можно заметить там, где есть синее море и жёлтый песчаный пляж. Мирное жёлтое на голубом – это солнце, на фоне чистого неба. Опасное красное и чёрное – это зола после пожара, тлеющие угли после пепелища. Подобное сочетание плюс рискованная комбинация чёрное и жёлтое можно заметить в раскраске опасных хищников и насекомых, которые тем самым сигнализируют о том, что к ним лучше не подходить. Все пейзажи, мелких ярких разноцветных фрагментов на чёрном и тёмно синем фонах взяты со звёздного неба. А те же фрагменты, но на зелёном фоне несомненно взяты с весенней изумрудной лужайки.
Изображение
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Влияние на характер: белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;

Розовый — это цвет жизни, всего живого. Это цвет детства удовольствий и легкомыслия. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь, секс, волю и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну, насилие. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару, славу известность.
Влияние на характер: Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».
Влияние на характер: желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);

Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Влияние на характер: зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Этот цвет неразрывно связан с божественным и небесным происхождением всех сильных и великих мира сего. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Влияние на характер: синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Cерый цвет— любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. А ещё коричневый это цвет старости и большого жизненного опыта. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто.

Черный цвет, символизирует тайну, сомнения, неясности, несчастье, горе, траур, смерть. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Влияние на характер: черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.

При написании статьи автор использовал часть материалов из книги Виктора Фирсова -
ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ЦВЕТА. Прогулки по радуге
Любите друг друга!
a.lavrov9@gmail.com
skype: kometa-love
Андрей Лавров
Проф. Астролог
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: Ср окт 23, 2002 1:14 pm
Откуда: Moscow

Вернуться в Общий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

.