Введение в Джьотиш

Форум создан в помощь тем, кто самостоятельно изучает Астрологию, но не может найти ответы на некоторые вопросы.

Модератор: Андрей Лавров

Ответить
Андрей Лавров
Проф. Астролог
Сообщения: 1947
Зарегистрирован: 23 окт 2002, 13:14
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Введение в Джьотиш

Сообщение Андрей Лавров »

Вот некоторые важные фрагменты из введения базовому руководству по Джьотиш

Об этой книге

С чувством глубокой ответственности пишу я эти строки — предисловие к последнему изданию «Астрологии провидцев» д-ра Давида Фроули, долгожданному и чрезвычайно содержательному труду, расширившему круг западной литературы по джьотишу . Д-р Фроули — один из тех редких ученых, которые, будучи выходцами с Запада, смогли, тем не менее, проникнуться духом Востока вообще и в первую очередь духом Индии..Это преимущество позволило ему избежать неуместного заигрывания с духом науки и представить джьотиш таким, каков он и должен быть.
Джьотиш (индийская астрология), которому посвящена эта книга — один из величайших даров, которые Индия преподнесла всему человечеству. Но на Западе джьотиш оставался малоизвестным вплоть до 50-х годов XX века, несмотря на то что возраст его составляет по меньшей мере 7000 лет и он давно уже стал неотъемлемой частью индийской культуры и жизни в целом.
Впервые англоязычная публика познакомилась с джьотишем в 90-х годах XIX столетия — через журнал «Астролождикал Мэгэзин», который начал в то время издавать мой прапрадед, профессор Сурьянараин Рао, а также благодаря нескольким его книгам на эту тему. К сожалению, вскоре «Астролоджикал Мэгэзин» перестал выходить, и только в 1936 году мой отец, д-р Б.В. Раман, возобновил его публикацию и сделал его доступным для читателей всего мира.
Благодаря д-ру Раману «Астралоджикал Мэгэзин» стал уникальным в своем роде изданием, самым достоверным и содержательным в мире журналом по джьотишу. Оставаясь единственным и бессменным его редактором на протяжении 62 лет, д-р Раман поставил рекорд, который до сих пор не удалось побить ни одному редактору периодического издания. На страницах «Астролоджикал Мэгэзин» он успешно состыковал астрологию с целым рядом других дисциплин, продемонстрировал ее значимость для современного мира и тем самым привлек к джьотишу внимание западной публики.
С той поры интерес к индийской астрологии стал развиваться и идти вперед семимильными шагами, благодаря чему, в частности, появилась целая плеяда высокообразованных специалистов в этой области, и д-р Давид Фроули — несомненно один из самых выдающихся среди них. В Индии он более известен как автор исторической монографии, посвященной опровержению теории арийского вторжения, которую выдвинули востоковеды и историки в колониальный период. Но в западном мире д-ра Фроули лучше знают как опытного мастера джьотиша и аюрведы. Ему выпала возможность несколько раз встретиться с д-ром Раманом и побеседовать на темы индийской астрологии и культуры. Ему он и посвятил новое издание своей книги.

Будучи знатоком Ригведы и ведической астрономии, д-р Фроули также основательно изучил родственную ей астрологическую науку. Ведическая астрология, или джьотиш, — это не просто самодостаточная дисциплина: это неотъемлемая составная часть индийской культуры и жизни в целом, пронизывающая самые основы повседневной деятельности человека — мирской и духовной, финансовой, интеллектуальной и семейной. Она затрагивает все слагаемые жизни индивидуума в обществе, к которому он принадлежит. В этой книге д-ру Фроули удается преподнести читателям не только букву, но и подлинный дух индийской астрологии- «Астрология провидцев» — это, собственно, и есть путешествие в глубины духа астрологии, раскрывающее перед читателями (особенно теми, кто родился и вырос в традициях, безмерно далеких от индийской культуры и образа мысли) огромный новый мир., в картину которого вписаны не только движения небесных тел, но и жизненный опыт человека, пребывающего на земле в состоянии бодрствования.
Фроули рассматривает астрологию как «способ преобразовать всю вселенную в некий символ, в особый язык, служащий развитию души». Исходя из этой позиции, он с удивительной ясностью демонстрирует, как с помощью джьотиша человек может развивать все более почтительное отношение к своему «Я» и шаг за шагом продвигаться в сторону Самореализации на путях земного странствия.
Что такое индийская астрология: учение о причинно-следственных связях либо о корреляциях между человеком и планетами — или же язык звезд как некое священное писание, воплотившее в себе всепроникающее, все разрушающее Время: прошлое, настоящее и будущее? Этот вопрос останется пока без ответа и по-прежнему будет смущать и озадачивать умы мыслителей.
Однако не подлежит сомнению, что джьотиш творит благое дело, помогая нам достигать тех четырех жизненных целей, на которые указали великие риши Индии. Эти цели:
ДХАРМА - обязательства, связывающие человека с другими людьми и с обществом в целом,
АРТХА - зарабатывание денег,
КАМА - удовлетворение физических потребностей дозволенными способами)
МОКША - освобождение (от всего земного - выход их круга перевоплощенй достижение святости)
Любая деятельность человека направлена на достижение одной или нескольких из этих целей; астрология же позволяет нам приближаться к ним сознательно и систематически. Величайшая из потерь современной цивилизации, где во главу угла поставлены артха и кама в ущерб дхарме и мокше, состоит в утрате душевного покоя и человечности. Понимание джьотиш а способствует восстановлению гармонии и пробуждает в нас сострадание к ближнему, учит нас прощать людям их ошибки и недостатки. Ведь с точки зрения ведической астрологии, чужие недостатки, от которых мы страдаем, — это не более чем следствия наших собственных прошлых деяний (карма), а следовательно, винить за них мы можем только самих себя. Сознание кармической «подотчетности» способно удерживать нас от неправильных поступков и побуждать к поступкам правильным.

А опытному ведическому астрологу не составит труда распознать по карте рождения, в чем именно состоит эта «подотчетность».
Опираясь на философию, дошедшую до нас через века от древнеиндийских риши (провидцев); Фроули последовательно излагает методы джьотиша, продвигаясь от самых первых шагов — правил расчета астрологической карты — ко все более увлекательным подробностям интерпретации различных элементов гороскопа: планет с их свойствами и характеристиками, зодиакальных знаков, накшатр, домов и йог (последние представляют собой уникальную особенность индийской астрологии), — после чего переходит к рассмотрению карт гармоник, дат и бхукти. Затем, как и подобает специалисту по восточной медицине и, в частности, по аюрведе, Фроули приступает к медицинской астрологии, рассуждая о темпераментах и заболеваниях, о конституции и психологии человека.
Астрология — это одна из Веданг (Веданга (санскр.) — вспомогательная или прикладная дисциплина, не являющаяся составной частью Вед, но служащая для их более глубокого изучения), а потому постичь джьотиш вне его духовной составляющей невозможно. И в том, что касается рассмотрения духовных факторов гороскопа, Фроули, будучи сад-хакой (искателем духовной истины) с многолетним опытом, поднимается до истинных высот. Кроме того, он уделяет внимание целительным средствам, таким, как драгоценные камни, цвета и мантры, а также указывает способы смягчить планетные энергии и заручиться благосклонностью планетных божеств. И, в завершение, он анализирует 18 гороскопов, демонстрируя на примерах, как работают основные принципы ведической астрологии.
Мастерство и легкость, с которыми д-р Давид Фроули представляет основы джьотиша, и его способность живо преподнести даже сухой специальный материал позволяют ему без труда увлечь душу и разум западного читателя в путешествие к небесным тайнам отношений между человеком и окружающей его вселенной. «Астрология провидцев» — не только прекрасное введение в индийскую ведическую астрологию, но и богатейший кладезь сведений по этому предмету.

Гаяпгри Деви Bacydet «Раман Пабликейшнз» «Астролоджикал Мэгэзин»
«Шри Раджесвари», 28 (Нагаппа-Стрит), Неру-Сёркл, Сешадрипурам,
Бангалор 560 020 ИНДИЯ

Андрей Лавров
Проф. Астролог
Сообщения: 1947
Зарегистрирован: 23 окт 2002, 13:14
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Re: Введение в Джьотиш

Сообщение Андрей Лавров »

Джьотиш Роберт Свобода

Джьотиш — это не просто сухой, математически упорядоченный набор предсказательных методов. Это живое повествование, вплетающее в свою ткань жизни людей, к которым обращены астрологические толкования и предсказания.
Система джьотиша сложилась на основе веданги, свода вспомогательных знаний, предназначавшегося для правильного использования Вед— древнего вместилища индийской мудрости, состоящего из четырёх священных книг. Веды были собраны воедино много столетий назад. С того самого времени и по сей день эти cвящeнныe гимны бережно хранятся священнослужителями без каких бы то ни было изменений.
Гимны Вед не были придуманы людьми. Их восприняли, или «узрели», как воплощения Реальности вдохновенные Провидцы — риши (букв. — «провидцы»). С незапамятных времён в Индии считалось, что единственная во Вселенной настоящая «вещь», которая существовала до сотворения мира, наделяет жизнью всё в этом мире и будет существовать после того, как погибнет наша проявленная Вселенная, — это однородный «Дух», который находится вне времени, пространства и причинно-следственных связей. Эта вселенская душа, называемая также параматмой или пурушей, есть Абсолют, универсальная Реальность, неопределённая и неограниченная «основополагающая действительность», из которой вытекают все другие реальности. Это источник всех знаний и потенциал всего возможного. Ведические гимны представляют собой вдохновенные выражения этой Абсолютной Реальности, как её «узрели» риши; на их благодатной почве произросли все индийские видьи (формы живой мудрости, в том числе аюрведа и джьотиш). Каждая видья — это своего рода богиня, муза, которая требует терпеливого и неустанного поклонения от своих учеников, пока между ними и нею не установятся личные отношения, обоюдная связь, в которой один принадлежит другому. И тогда поднимается завеса тайны, и к ученику приходит понимание. Пока муза не овладеет вами всецело, вы не овладеете мудростью.

Джьотиш — это одна из разновидностей садханы (духовной практики), метод постижения Джьотир Видьи («Знания Света») и, в конечном счёте, универсальной Реальности через посредство Девяти Планет. Важной частью этой садханы является планетарный миф. Большинство из нас «знают», что девять планет — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон — вращаются вокруг Солнца. С точки зрения Солнца это верно. Однако с земной точки зрения очевидно то, что Солнце вращается вокруг Земли. Известный физик Эрнст Мах как-то заявил, что, согласно принципу относительности, нет никаких оснований придерживаться какой-либо одной из этих точек зрения как единственно верной. Мы можем выбрать ту из них, которая более удобна и применима для наших целей. Поскольку в данном случае нас больше интересует то, как планеты влияют на нас, а не как мы — на них (хотя и это влияние имеет место), то удобней и полезней смотреть на небо с нашей человеческой позиции, с точки зрения земного наблюдателя. С Земли видны невооружённым глазом пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Добавив к ним Солнце и Луну — два светила, одно из которых кажется вращающимся вокруг Земли, а другое действительно вращается, — мы получим те самые семь «планет», которые начали различать почти все древние цивилизации не позднее 1500 года до нашей эры.

Каждая из этих «планет» управляет одним из дней недели:

Воскресенье — Солнце
Понедельник — Луна
Вторник — Марс
Среда — Меркурий
Четверг — Юпитер
Пятница — Венера
Суббота — Сатурн


Неизвестно, использовалась ли семидневная неделя в Индии в эпоху Вед, но в любом случае джьотиш принял её радушно. Учитывая, что в нумерологии число семь играет важную роль (примера ради можно вспомнить семь нот музыкальной гаммы, семь цветов радуги или «семь печатей Апокалипсиса»), такое количество планет вполне устраивало астрологов в течение столетий. Но по меньшей мере пятнадцать веков назад в Индии к планетам были причислены ещё два «небесных тела». Это были Раху и Кету — так называемые лунные узлы, две точки пересечения плоскости, в которой Луна вращается вокруг Земли, с эклиптикой (плоскостью, в которой Земля движется по орбите вокруг Солнца). Раху и Кету нематериальны, и увидеть их нельзя. Однако эти точки, в которых происходят солнечные и лунные затмения, всё же оказывают на нас воздействие. С добавлением Раху и Кету число «планет» возросло до девяти: теперь это как бы семь цветов радуги, расположенные между невидимыми для человеческого глаза инфракрасным и ультрафиолетовым излучениями. При том, что в нашей десятичной системе счисления используется девять цифр. Девять Планет символизируют, с точки зрения нумерологии, всю совокупность возможностей во Вселенной.

На протяжении многих столетий индийские астрологи убеждались в том, что самой великой, самой влиятельной и самой опасной из Девяти Планет является Сатурн, и значительную часть своего времени и усилий они тратили на поиски методов, которые помогали бы человеку сдерживать пагубные последствия влияния Сатурна.

Ответить