07.10.2024
12:10 Msk | 09:10 GMT
|
Александр Солодухин И-Цзин и подобные ей системыИ-Цзин основан на принципе двоичности, но вот насколько применим этот принцип двоичности, где лежит граница его применимости - это самое на мой взгляд интересное, здесь я могу привести свои соображения по этому поводу. Понятно, что И-Цзин легко описать в двоичной системе счисления, в которой только "0" и "1", поэтому первые восемь цифр запишутся следующим образом:
Если поставить вместо нуля прерывистую черту "инь", а вместо единицы - сплошную "ян", получаем восемь триграмм, из которых составляются 64 гексагpаммы. Стоит добавить, что И-Цзин как гадательная (да и не только) система нашла очень широкое распространение среди обычных китайцев или, другими словами, это система для народа. Почему для народа? Это просто, так как обычный смертный оценивает мир дуальным образом - событие по отношению к человеку либо доброе, либо злое, либо белое, либо черное, обычный человек рассуждает и оценивает мир именно такими категориями. Примечательно, что в одном буддийском монастыре обнаружили сходный трактат, назывался он "Тай Cюань Цзы" - "Книга Великой Тайны". Предназначался он для буддийских монахов, в этом трактате были изображены 81 тетpагpамма, то есть символы, состоящие из 4 черточек трех видов - сплошной, прерывистой и дважды прерывистой. Для составления этой системы необходимо воспользоваться уже троичной системой счисления, построенной на "0", "1" и "2", тогда первые девять цифр будут записаны следующим образом:
Если вместо двойки ("2") поставим сплошную линию - "ян", вместо единицы ("1") - прерванную "дэ" и вместо нуля ("0") - дважды прерванную "инь", то получим девять двyгpамм, из них составляется 81 тетpагpамма. Вроде бы с технической стороны все просто, но интерпретация этой системы уже невозможна в рамках обычных представлений о мире. Здесь стоит заметить, что эта система и этот трактат предназначались для буддийских монахов, то есть как бы в закрытое пользование. От себя я бы добавил, что видимо, не для простых монахов, а для достигших просветления, и подталкивает меня к этому выводу коаны (это ментальные упражнения или задачи, ответы на которые лежат за пределами индивидуальных представлений о мире) в Дзен буддизме, к примеру, вот такой: Подчиняется ли мастер Дзен (просветленный) закону причинности (кармы)? Ответ "да" неверен и ответ "нет" тоже неверен, то есть в данном случае дуальный подход уже не применим, решение этого коана следует искать в третьей "дэновской" плоскости, и этот ответ будет совмещать и "да" и "нет" вместе и тем не менее не будет ни одним из них. А коаны в Дзене для того и нужны, чтобы вывести мышление ученика за рамки дуальности, на совершенно иной уровень, увидеть мир совершенно по другому. У Грина есть рассказ о человеке, умеющем летать, т.е. имеющем возможность перемещаться в трех измерениях, в отличие от всех остальных людей, который ходят только по плоскости и процесс ходьбы является здесь символом мышления: мышление "трехмерное" или трехполюсное, противопоставленное обычному плоскому (двумерному, бинарному или двухполюсному), присущему обычному человеку. Вот здесь и зарыт ответ о рамках применимости "И-Цзина", которые определяются категориями, которыми человек мыслит. Интересен такой факт, в обычных компьютерах, как известно, применяется именно двоичная система счисления, построенная на "0" и "1". У нас в стране (в России) существуют компьютеры, использующие троичную систему счисления, то есть построенную на "0", "1" и "2", в свое время производители отказались от этого типа компьютеров по причине их необычайной устойчивости к сбоям и поломкам, они практически не ломались, и производителям, конечно же было не выгодно их производство. Такого рода компьютеры нашли свое применение в военной промышленности. В чем секрет устойчивости этих компьютеров к разного рода сбоям перед обычными компьютерами? Может это чисто технический вопрос, но он наталкивает на определенные и философские размышления … живем то мы в 3-х мерном (временные измерения пока не в счет) мире, и принцип троичности куда более полно ему соответствует, нежели дуальный "И-Цзиновский" подход. По аналогии к И-Цзинy и Тай-Cюань-Цзы можно составить систему, основанную на четверичном принципе счисления, там будет 256 тетpагpамм, составленных из 16 двyгpамм, каждая из которых составляется из 4 видов черточек - сплошной, прерванной, дважды прерванной и трижды прерванной. Но в нашем мире эта система будет бесполезна, проинтерпретировать такие тетpагpаммы просто не будет никакой возможности, хотя она могла бы найти свое применение в мире с большим числом размерности, например, 4-х мерном. Именно поэтому можно утверждать, что наш мир тройкой и ограничивается, понять природу остальных цифр во всей их полноте - задача практически не выполнимая, так как максимум на что мы способны в этом мире - это на трехполюсное мышление. Используя описанный выше подход, можно не только составить различные "гадательные" системы (слово "гадательных" не спроста взято в кавычки, так как это скорее философские системы, позволяющие более полно и многогранно описывать и анализировать различные явления в мире), но и определить границы их применимости, что, согласитесь, очень важно в первую очередь для понимания самих "гадательных" систем. 16 Августа 1998 г. Обсудить статью в Форуме >> |