|
|
Денис Куталёв
ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ (хронологический обзор)
Часть III
Астрология в XI - XV вв.
КИТАЙ
На Дальнем Востоке в эту эпоху астрология существовала во всём своём многообразии.
Говоря о религиозно-философских аспектах, необходимо
упомянуть возникновение в XI в. т.наз. неоконфуцианства. Это учение свело важнейшие конфуцианские
категории и связанные с ними концепции в универсальную (от космологии до этики) и
чрезвычайно простую мировоззренческую систему, основанную прежде всего на "Книге перемен".
Астрология играла в неоконфуцианстве весьма важную роль.
Астрология продолжала оставаться прерогативой высших слоёв населения.
Среди астрологов были почти исключительно знатные люди. Так, Елюй Шунь (Yehlu Shun), который,
видимо, в течение одного года (1122) был императором государства Ляо, написал "Синь мин цун гуа"
("Общие описания звёзд и их предзнаменований") и другие важные работы по
астрологии, которые продолжали издаваться даже в XVII в. Ещё один представитель династии Ляо,
министр китайского правительства, выдающийся государственный деятель Елюй Чжу-Шай (Yehlu
Chhu-Tshai; 1190 - 1244) основал астрономическое учебное заведение в Финь-яне (совр. Линьфынь в провинции
Шаньси) и написал несколько астрологических работ.
В XIII в. произошли важные изменения в жизни Китая, связанные с монгольским
нашествием: в 1209 г. монголы начали покорение Северного Китая, в 1215 г. Чингис-хан захватил
Пекин, в 1234 г. монголы вторглись в империю Южный Сун и уничтожили государство Цзинь, а с 1271 по 1368 г.
Китаем правила монгольская династия императоров Юань.
Для истории астрологии эти события существенны потому, что вместе с
завоевателями в Китай проникли сведения об астрологических системах, которыми пользовались
астрологи Средней Азии и Ближнего Востока. К концу правления династии Юань мусульманское
(арабское, персидское, сирийское) влияние в китайских учёных кругах было так велико, что в 1368
г. (когда на престоле утвердилась династия Мин) была основана Мусульманская Астрономическая
Служба, параллельно с традиционной Астрономической Службой. Да наших дней дошла
работа "Астрономия, официально переведённая (с арабского?) по приказу Мин", которую глава
Мусульманской Астрономической Службы Хай-Да-Эр (Hai-Ta-Erh) преподнёс императору Тай-цзу в 1382 г. Это
сочинение включает в себя множество данных позиционной астрономии и богатый астрологический материал.
В XIV в. была составлена и сохранившаяся до сих пор серия 39
гороскопов-образцов, показывающих различные виды судьбы человека. Из этих гороскопов видно,
что китайская астрология данного периода представляла собой синтез индийских (напр., учёт
Раху и Кету), эллинистическо-арабских (напр., построение 12 домов гороскопа) и традиционных
китайских (напр., использование 28 сю) методик. Параллельно продолжала существовать система
хрономантии, основанная на "циклическом календаре".
Японская, корейская, лаосская и вьетнамская астрологические системы,
получившие распространение в эпоху Средневековья, практически совсем не отличались
от материнской, китайской системы.
ТИБЕТ
Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской, и
влияние этих цивилизаций на развитие тибетской астрологии было решающим. Кроме того, следует
учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под
влиянием буддийской церкви.
Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в
традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем
астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше
страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные
события или хотя бы подготовиться к их наступлению. "Возводи дамбу перед
наводнением" - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, тибетская астрология ни в
коем случае не была фаталистической.
Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и
предсказаний стала известна в Тибете ещё в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин
Кун-джу (Hun-shin Kun-ju), которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо (Sron-Tsan-Gampo; правил
с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные
элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло
действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными
мужами Китая их тибетским коллегам.
Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского
коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом
Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ
тибетские астрологи считают трактат "Хьен-шан" (Khyen-shan), создание которого приписывается
легендарному древнему правителю Китая Фу-си.
В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии
появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы
узнали о методе предсказания, который они называют "Портхан" (Porthan).
Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской
астрологии в Тибете - "Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и
славящаяся" (dDus-pa Rin-po-che Dri-ma Med-pa gZi-brjid Rab-tu hBar-bahi mDo), известная также как просто
"Славящаяся" (gZi-brjid). Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии
бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о
предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские
по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами "Книги
перемен", построение магического квадрата Ло шу, вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека.
Влияние индийской астрологии на тибетскую астрологию тоже было
весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и
"лунного Зодиака" накшатр, счёт дней недели и их планетарных управителей, система девяти
планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на
основании символических планетных периодов.
Начиная с середины XI в., в тибетском буддизме особо важную роль стали
играть идеи буддийской системы ваджраяна (она известна также как калачакра - санскр.
"колесо времени"). Астрологические концепции ваджраяны были изложены в сочинении "Калачакра-тантра
раджа". Эта книга приписывается самому Будде и входит в состав первого тома буддийских
канонов "Ганджур" (в раздел, посвящённый тантризму). Данное сочинение явилось ключевой
индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие астрологии в Тибете, а также в Монголии.
Опираясь на положения "Калачакра-тантра раджи", астрологи изучали
движение и расположение видимых планет, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и
час затмений Солнца и Луны. Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых
разрабатывались математические методы изучения движения звёзд и планет. Они составляли
календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для различных жизненных ситуаций.
Во вводной астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о дате
написания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю
своего монастыря. Затем подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году,
указывая даты затмений, давали прогноз погоды на год вперёд, определяли, урожайным будет год или
нет, сколько будет осадков, предсказывали события.
Таким образом, тибетская астрология представляла собой синтез методик
китайской и индийской астрологии, обогащённых наблюдениями и оригинальными разработками мудрецов Тибета.
ИНДИЯ
Среди индийских астрологов этого времени наиболее знаменитыми и
влиятельными были Шрипати (середина XI в.), автор популярнейших работ по астрологии выбора и
астрологии рождения, и Парамешвара (ок. 1380 - ок. 1460), написавший несколько десятков сочинений.
В XIII в. в Индию проникли исламские астрологические теории (параллельно
их проникновению в Китай), но индийские астрологи были весьма консервативны, и понадобилось
несколько столетий, прежде чем идеи мусульманской астрологии получили
сколько-нибудь значимое распространение. В целом, индийская астрология на протяжении всего
Средневековья отличалась большим традиционализмом и даже в XVI в. ничем по сути не
отличалась от астрологии времён Варахамихиры.
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Наши знания об астрологии в Золотой Орде (могучем государстве, возникшем в 1241
г. в результате завоевательных походов монголо-татар во главе с ханом Батыем) очень
скудны. Однако несомненно, что астрология играла важную роль в общественной жизни Орды.
В Старом Крыму, входившем в состав Золотой Орды, была обнаружена могила
астролога. На массивном могильном камне имелась надпись: "Могила покойного астролога Урус
Ходжи, сына Хасана" и изображение точками какого-то созвездия на верхней сферической части памятника.
Значимую информацию можно извлечь из анализа символики монет Золотой Орды -
массового археологического материала городищ Улуса Джучи. Известны три серии джучидских монет,
на которых изображены знаки Зодиака. Наиболее ранняя серия была выпущена в Булгарах в конце XIII -
начале XIV вв. (сохранились серебряные монеты этой серии с изображениями Стрельца, Козерога и Рыб).
Вторая серия представлена монетами, чеканенными в 1336 г. в Хорезме (с изображением Солнца в клешнях
у Рака) и в Сарае (с изображением Льва). Третья серия монет со знаками Зодиака была выпущена в
Улусе Джучи в конце XIV в. Сюда относятся медные монеты с изображением знаков Рыб, Весов, Водолея,
Овна, Тельца и Девы. Они отчеканены в столичных городах Сарае и Новом Сарае.
Интересно, что на монетах первой серии в изображении знаков
прослеживается центральноазиатская традиция, тогда как на монетах второй и третьей серии
преобладают изображения знаков согласно ближневосточно-среднеазиатской традиции (в
основе которой лежит античная символика знаков).
Астрологические представления как одна из составляющих
мировоззрения золотоордынца вливались в русло его духовной жизни не только из Египта, Сирии,
Ирана, Средней Азии. Они достигали золотоордынских городов вместе с торговыми
караванами из стран Дальнего Востока и Индии.
Следует отметить, что на джучидских монетах нет аналогии рисункам знаков
Зодиака из Западной Европы. Преобладание в первый период чеканки монет с
центрально-азиатской традицией изображений, видимо, объясняется тем, что астрономические
знания и астрологическая практика были принесены в степи Дешт-ы-Кыпчака монголами, у
которых наука о звёздах развивалась под большим влиянием Китая и Тибета. Жившие на просторах
Дешт-ы-Кыпчака тюркские кочевники ещё до прихода монголов и образования Золотой Орды
пользовались астрологией для предсказаний и, вероятно, с завоеванием обширных районов
монголами легко воспринимали близкие им представления в этой области.
Во время утверждения ислама в Улусе Джучи, что произошло в эпоху правления
хана Узбека (1312 - 1341), распространяются астрологические знания, бытовавшие в странах
Ближнего и Среднего Востока, на что, в частности, и указывают рисунки на монетах Золотой Орды. То
же наблюдается и в третий период выпуска названных выше монет во время правления ханов
Уруса и Тохтамыша (1376 - 1396). Центрально-азиатские и индийские зодиакальные мотивы в изображениях
этой серии говорят нам, что в данное время страны Центральной Азии и Индии - наряду со странами
Ближнего и Среднего Востока - продолжали оказывать влияние на развитие астрономии и
астрологии в Золотой Орде. Вместе с тем в Золотой Орде складывались свои самобытные традиции,
связанные с зодиакальной символикой.
СТРАНЫ ИСЛАМА
Наивысший расцвет астрологии в мусульманском мире пришёлся на VIII -
XI вв. Это не значит, что последующие столетия были временем кризиса астрологии. Наоборот, наука о
звёздах прочно вошла в жизнь исламских народов, строились обсерватории, велись обширные
наблюдения за небом, писались многочисленные сочинения по астрологии. Однако в целом
исламская астрология всё больше склонялась к составлению компиляций, кратких руководств и
карманных справочников. Дух творчества, характерный для первых исламских астрологов,
сменился традиционализмом.
Подтверждением популярности астрологии в арабском мире могут
служить знаменитые сказки "Тысячи и одной ночи" (их общеизвестная версия была создана
в XIII - XIV вв.). В "Рассказе о Таваддуд" (ночи 436 - 462) главная героиня объясняет свойства семи
планет, значение лунных стоянок, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о
соответствии лунных стоянок знакам Зодиака, дней недели - планетам и сообщает ещё много других
астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой
энциклопедией сведений, которыми должен был обладать каждый образованный мусульманин.
Не следует забывать, что мусульманский мир отличался (и отличается)
большим национальным многообразием. Поэтому термин "арабская астрология", используемый
применительно к астрологии стран ислама, представляется некорректным. Действительно,
среди известных астрологов этого периода были:
- ал-Бади' ал-Астурлаби (? - 1140) из Багдада
(составитель "Зиджа Махмуда");
- Авраам ибн Эзра (1092 - 1167) из Испании (еврейский астролог, математик,
поэт, философ; его книги оказали большое воздействие как на мусульманских, так и на христианских астрологов
позднего Средневековья);
- Ризкаллах ан-Наххас из Египта (выдающийся астролог-педагог XII в.);
- Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлиси (1100 - 1230) из Тифлиса (Тбилиси), работавший при
дворе турецкого султана;
- ал-Битруджи (? - 1185), уроженец Педроче, севернее Кордовы (астроном и астролог,
работавший в Севилье, книги которого имели большую популярность в Европе),
- Ибн ал-Банна (ок. 1260 - ок. 1320) из Марокко
(автор большого многих работ по астрологии и математике),
- ал-Баттиви (алжирский военачальник и астролог XIV в.),
- ал-Хамзави (учёный из Алеппо в Сирии, автор астрологического исследования
военных кампаний мамлюков против турок в последней четверти XV в.).
Однако, хотя наука о звёздах была распространена во всём исламском мире,
можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов. Если в VIII - IX
вв. таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI в. ведущая роль принадлежала Испании (где в
это время были созданы знаменитые астрологические "Толедские таблицы"), а в XIII
- XV вв. центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это
время правили мамлюки. Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука
развивалась гораздо меньше, чем астрономия. В конце XIII в. астрономия интенсивно развивалась в Каире,
а в середине XIV в. крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом)
стал Дамаск. Но в 1402 г. Дамаск был разрушен монголами. Новый расцвет астрологии наступил уже
ближе к концу XV в., когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская
империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица
империи - Стамбул.
Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах
были "Введения..." и зиджи.
"Введения в юдициарную астрологию" - сина`а ахкам ан-нуджум
("искусство приговоров звёзд") - содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации
гороскопов. Современным историкам науки известно 116 средневековых мусульманских авторов,
написавших "Введения в астрологию"; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько
десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено.
Зиджи были главной "технической литературой" астрологов. Они
представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет
на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных
астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зиджах заключительная часть
представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей
составляет несколько сотен.
Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI - XV
вв. был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 - 1274), учёный-энциклопедист, которого считают
прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов
(сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в
столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 г. - после разрушения государства ассасинов
монголами - перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258
г. ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вёл
переговоры с халифом о капитуляции.
В 1259 г. ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане)
обсерваторию и научную школу, куда свезли всех учёных, попавших в руки монголов, и где были
собраны книги и научные приборы из покорённых ими стран. Ат-Туси принадлежит множество работ по
астрономии и астрологии ("Изложение Альмагеста", "Ильханский зидж",
"Краткое о науке астрологии и познании календаря" и др.).
В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались
неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII в. арабская астрология стала
клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских
богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с
доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела.
Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она
стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение
исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству
народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся
контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X - XIV вв.
многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире. Кроме того,
с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII в. проникли во многие регионы
Азии, в т.ч. в Индию и Китай.
ВИЗАНТИЯ
В Византии в XI в. астрология по-прежнему занимала важное место в системе
естественнонаучных знаний. Но при этом отношение к ней в византийском обществе было двойственным.
Церковь была враждебно настроена к астрологии, усматривая в признании
зависимости поступков людей от положения и движения небесных светил противоречие с
христианским вероучением о самоопределении души, свободе воли и воздаянии.
Иным было отношение к астрологии византийских монархов. При их дворах
бывали астрологи, к которым императоры обращались за советом во всех важных случаях и
которые должны были определять исход того или иного предприятия.
Михаил V Калафат (1041 - 1042), задумав удалить из дворца усыновившую его
императрицу Зою, обратился к астрологам, чтобы выяснить, благоприятствует ли время задуманному
мероприятию.
Глубокий пиетет к астрологам питал Константин IX Мономах (1042 - 1055). Он
и сам следил за движением звёзд и пытался определять по ним свою судьбу.
К астрологам в критических обстоятельствах обращался Михаил VII (1071 - 1078) для
выяснения исхода событий и внимательно выслушивал их предсказания.
Алексей I Комнин (1081 - 1118), мало внимания обращавший на небесные
предзнаменования и объяснявший их естественными причинами, относился враждебно к астрологам и
даже изгнал их из столицы. Однако, когда на небе появилась огромная комета, которую в народе
считали вестником каких-то новых, необычайных событий, он был вынужден обратиться за
разъяснениями подобного явления к сведущим людям, а именно к эпарху города Василию, довольно
хорошо разбиравшемуся в учении астрологов.
Внук Алексея I, Мануил I Комнин (1143 - 1180) слепо доверял предсказаниям
астрологов и не предпринимал никогда никаких действий, не выяснив предварительно:
благоприятствует ли положение звёзд задуманному предприятию. В своей "Истории" Никита Хониат
пишет, что Мануил I все важнейшие и величайшие дела ставил в зависимость от взаимного
расположения и движения небесных светил и слова астрологов принимал за изречения оракулов. В
послании, направленном монаху монастыря Пантократора, Мануил Комнин упрекает его в
ограниченности и необразованности и воздаёт хвалу верующему в звёзды, стараясь в то же время
согласовать астрологию с христианским вероучением. Для подтверждения истинности
доктрины астрологов он приводит цитаты из Священного Писания и трудов отцов церкви, а также
ссылается на авторитет учёных прошлого, которые придавали большое значение астрологии, и прежде
всего на Льва Математика.
С огромным доверием относились к астрологии и василевсы из династии
Ангелов. По рассказу Никиты Хониата, Алексей III Ангел (1195 - 1203) при неблагоприятном положении
звёзд даже отказывался от переезда из Большого дворца во Влахернский. Как подчёркивает историк,
византийские императоры и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами о положении звёзд.
Иоанн Каматир (патриарх Константинопольский в 1198 - 1206 гг.) был не только
выдающимся церковным деятелем, но астрологом. Им были составлены две астрологические поэмы: "О
круге Зодиака" и "Введение в астрономию", посвящённые императору Мануилу
I (1143 - 1180). В них идёт речь о 12 знаках Зодиака, планетах, неподвижных звёздах, методах
составления гороскопов, основных положениях астрологии.
Примерно в те же годы была написана посвящённая севастократориссе Ирине
астрологическая поэма, опубликованная в XIX в. под именем Феодора Продрома. В настоящее время в
историографии утвердилось мнение, что автором этого сочинения является Константин Манасси (ок.
1130 - 1187), который умер митрополитом Навпакта, будучи автором многочисленных сочинений
(всемирной хроники, риторических сочинений, стихотворной биографии Оппиана, известного
романа в стихах "Об Аристандре и Каллифее"). По своему содержанию поэма близка к работам
Иоанна Каматира. В ней также рассказывается о знаках Зодиака, о положении звёзд, о свойствах и
отношениях планет.
В позднее Средневековье астрология в Византии в целом не занимала такого
места, как на Западе (где она в это время стала активно развиваться). Однако среди учёной части
населения астрономия и астрология вновь начинают вызывать большой интерес. Своим
расцветом в палеологовское время наука о небе обязана Феодору Метохиту, находившемуся в
центре политической и духовной жизни в период правления Андроника II (1263 - 1267). Метохит возродил
эту некогда процветавшую, но теперь почти забытую науку. В научной среде начали
разгораться споры о том, какая из наук более значима - математика (бывшая до того времени
наиболее популярным предметом квадривиума) или астрономия с астрологией, и эти споры решались в
пользу "науки о звёздах". Занятия Метохита были продолжены его учеником Никифором
Григорой (1295 - 1360).
В Византии палеологовского периода был очень велик интерес к герметической
традиции. Подавляющее большинство сохранившихся кодексов, содержащих герметические тексты,
датируются XIII - XV вв. Этот интерес связан и с тем обстоятельством, что греческие рукописи,
попавшие в Италию, дали импульс распространению там неоплатонизма и герметической традиции,
вызвавших живой интерес у итальянских мыслителей.
Ещё одно направление в научной мысли Византии, которое было неразрывно
связано с астрологией, - медицина. Знание астрологии в средние века было необходимой
частью образования врача. В частности, один из замечательных медиков палеологовского времени Иоанн
Актуарий был также и знатоком астрологии. В сочинении "О диагностике" Актуарий
устанавливает критические дни болезни, связывая их с положением Луны и Солнца в Зодиаке, с
зависимостью органов человека от Зодиака. Эта традиция восходит к сочинениям Гиппократа.
В эпоху Великих Комнинов (1204 - 1461) центром изучения естественных наук
становится Трапезунд. Во многом это заслуга Григория Хиониада (сер. XIII в. - ок. 1330).
Константинопольский врач Григорий Хиониад прибыл в Трапезунд ранее 1295 г. и
добился от императора Иоанна II (1280 - 1297) большой денежной субсидии для поездки в Персию, где
успешно развивалась астрономия. Пробыв в Иране несколько лет между 1295 и 1301 гг., Хиониад привёз в
Трапезунд большое число книг по астрономии и астрологии, которые затем перевёл на греческий
язык и снабдил комментариями, как письменными, так и устными, наставляя учеников. Хиониад создал
школы в Константинополе и Трапезунде, существенно обогатил византийскую астрономию в
целом. В Трапезунде его школа продолжала существовать и позднее. В 1320-х - 30-х гг. клирик
Мануил вёл занятия по персидским книгам и руководствам, привезённым Хиониадом.
Продолжалось и составление астрологических таблиц. Вновь отметим, что астрономией и
астрологией занимались люди, практиковавшие врачевание и ради врачевания; такими были
Хиониад, Андрей Ливадин, Георгий Хрисококк. Результатом деятельности этих учёных стало то,
что в 1330-е - 40-е гг. интерес к гороскопной астрологии вновь возрос - как в Византии, так и в
Трапезундской империи.
В последние десятилетия XIV в. разворачивалась деятельность астронома,
астролога и врача Иоанна Абрамия. В 1370-х гг. он был астрологическим советником Андроника IV (в
частности, составил сохранившийся до наших дней гороскоп вступления Андроника IV в
Константинополь и свержения с престола его отца, императора Иоанна V, 12 августа 1376 г.). Абрамий стал
основателем астрологической школы, которая процветала в 1370-х - 1400-х гг. В этой школе был
большой интерес к теории затмений, на что указывают сохранившиеся во множестве
соответствующие расчёты. Абрамий и его коллеги копировали и переводили астрологические и
астрономические сочинения, и эта их деятельность имеет важное значение, поскольку благодаря ей
сохранился ряд редких работ.
Самому Иоанну Абрамию принадлежит редакция "Тетрабиблоса"
Птолемея, редакция "Центилоквиума" псевдо-Птолемея, большая компиляция "Hephaistionos tou
Thebaion apotelesmatikon kai eteroon palaion" (содержащая фрагменты из "Апотелесматики" Гефестиона,
нескольких работ Феофила Эдесского и сочинений по медицинской астрологии). В начале XV в. Абрамий
попытался откорректировать астрономические параметры Птолемея на базе собственных
наблюдений и знания исламских материалов, переведённых на греческий язык Григорием
Хиониадом между 1298 и 1302 г.
Среди представителей школы Абрамия следует выделить Элевтерия Элея
(известного также под псевдонимом Палхус) и его ученика Дионисия. Их занятия были продолжены
уже ближе к середине XV в. Иоанном Хортасменом и кардиналом Исидором Киевским. Однако дни как
Византии в целом, так и византийской астрологии были сочтены: в 1453 г. Константинополь был взят
штурмом, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, как
отмечалось выше, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской науки начали
проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к астрологии, характерный для
европейцев этой эпохи, стал причиной того, что когда западные эрудиты начали развивать
контакты с арабами, астрологические тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских
сочинений X в. уже содержит арабские термины и концепции (в частности, систему 28 лунных стоянок).
Однако действительно активное изучение арабских работ началось лишь в XII в.
Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились на
греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские сочинения переводились в основном
с XII по XIII в. Однако за эти два века было сделано гораздо больше латинских переводов, чем
греческих - за шесть веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём
распоряжении обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие арабским, тогда
как на латинском Западе научные знания были гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась
возможность научных контактов с исламским миром, европейские переводчики воспользовались ею
весьма активно.
Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими
работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152), Платон
Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский (сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.),
Михаэль Скот (ум. ок. 1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.
Особо важную роль в распространении астрологический знаний сыграл Альфонс
X Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также король Германии. Он
покровительствовал наукам и литературе, сам занимался астрологией и астрономией (за что и был
прозван Мудрым), заботился о переводе всех доступных ему исламских астрологических
трактатов на латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в Толедо
испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые таблицы движения планет. Они
были изданы в 1252 г. и получили название "Альфонсинских таблиц" ("Tabulae Alphonsiae").
Астрологи Европы использовали их для составления гороскопов на
протяжении нескольких веков (вплоть до Кеплера).
Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало
философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций церкви. Такие
крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский с 1235 г.), францисканский
монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциал доминиканского ордена в Германии с
1254 г.) и, наконец, крупнейшие авторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и
францисканец Иоанн Дунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой,
заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учением христианской церкви, если
не придерживаться фаталистической трактовки астрологии. Согласно мнению этих теологов,
небесные тела, созданные Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не
властны над свободной волей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо более
непримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологии Парижского
университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия астрологии, которые с 1245 г. были
распространены на всю Францию. Однако эти запреты не оказали желаемого результата.
С интересом относились к астрологии философы Возрождения, которые
выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.
Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землю во
всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанского оказывается
входящим в космическое целое, но имеющим определённую автономность: "Каждое существо
во Вселенной наслаждается своей уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом
пункте становится заметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпоху
Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая" астрология
отступает на второй план.
Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии во Флоренции,
перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов и написал трактат по
медицинской астрологии, но при этом отвергал использование астрологии в предсказательных
целях. Его друг и коллега Пико делла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинстве
человека", активно интересовался каббалой, астрологией и другими оккультными дисциплинами.
Однако к концу жизни он стал склоняться к критике астрологии. Через год после смерти Пико, в 1495 г.,
было опубликовано его сочинение "Против предсказательной астрологии".
В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии в Европе.
В этот период астрологи работают при дворах большинства европейских правителей. Появляются
первые печатные астрологические эфемериды, альманахи и календари. В университетах
астрология преподаётся как научная дисциплина, многие выдающиеся учёные и церковные деятели
приобретают известность и как астрологи: в их числе
- основатель Падуанской философской школы и знаменитый врач Пьетро д'Абано
(ок.1250 - 1316),
- итальянский учёный-энциклопедист Чекко д'Асколи (1250 или 1269 - 1327),
- разносторонний еврейский учёный и теолог Леви бен Жерсон (1288 - 1344),
- английский учёный и церковный деятель Саймон Бредон (ок.1300 - ок.1372),
- французский математик и врач Доминик де Клавазио (сер. XIV в.),
- папский легат и кардинал Пьер д'Айли (1350 - 1420), а также
- один из самых выдающихся математиков своего времени, автор первых печатных эфемерид
немец Иоганн Мюллер (Региомонтан; 1436 - 1476).
Среди людей, интересовавшихся астрологией, были и князья, и короли, и даже римские папы.
XIII - XV вв. - это эпоха большого количества знатоков "науки о
звёздах", для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшим
занятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён -
- итальянец Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему деления
гороскопа на астрологические дома),
- его соотечественник Гвидо Бонатти (пожалуй, самый влиятельный астролог XIII в.),
- Джон Эшенден (наиболее плодовитый из всех средневековых английских авторов
астрологических работ),
- немец Иоганнес Лихтенбергер (автор книги предсказаний, сохранявшей
популярность вплоть до XIX в.),
- француз Симон де Фарес (первый историограф астрологии, активно выступавший в её
защиту).
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
В обсуждаемый период астрология получила распространение и в
Восточной Европе. Хотя естественные науки в целом и "наука о звёздах" в частности не
приветствовались православной церковью, данная дисциплина была известна и на Руси. К примеру,
сохранились сведения, что астрология входила в квадривиум наук, изучавшихся в школах
повышенного типа в Полоцком княжестве.
Центром астрологических знаний в Восточной Европе с XV в. стала Польша.
Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия (Краковский
университет), в которой существовала самостоятельная кафедра астрологии. Первый курс
астрологии был здесь прочитан в 1423 г. Хенриком Чехом, который славился точностью своих
прогнозов. В последующие полтора столетия в Краковской академии работала целая плеяда
известных астрологов:
- Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины, получивший за
удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он был автором первого в Польше
прогностика (сборника астрологических предсказаний) на 1451 г.;
- его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию и астрономию в
университетах Италии и Венгрии и составивший вместе с Региомонтаном астрологические таблицы;
- Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковской академии,
придворный астролог Казимира IV;
- Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор ряда альманахов и
прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.;
- Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднего аристотелизма),
теолог, математик, автор первых печатных прогностиков.
В Краковской академии также получил образование Георгий Дрогобычский
(Юрий из России; ок. 1450 - 1494) - первый отечественный доктор медицины и философии и первый
восточнославянский астролог, получивший европейскую известность. В 1478 - 1482 гг. он читал
лекции по астрологии и медицине в Болонском университете, а на 1481 - 1482 учебный год был избран
ректором этого университета благодаря своему высокому престижу в науке о звёздах. Параллельно
он практиковал как астролог. С 1487 г. Юрий из России преподавал астрономию, астрологию и
медицину в Кракове. Среди его учеников в астрономии был Николай Коперник. Георгий
Дрогобычский был признан одним из лучших врачей своего времени, и в 1492 г. получил должность
"королевского лекаря" при Казимире Ягеллончике. Он был автором ряда трактатов по
мунданной астрологии, посвящённых преимущественно предсказанию по затмениям.
Интересно, что именно в астрологическом сочинении Георгия из Дрогобыча
"Прогностическое суждение...", изданном в Риме в 1483 г., впервые в истории печати упомянуты
Москва, Вильно (Вильнюс), Кафа (Феодосия), а также родные города автора - Львов и Дрогобыч.
Часть 4. Астрология в XVI - XVIII вв.
© Денис Куталёв, 1999.
Обсудить статью в Форуме >>
Денис Куталёв
http://www.astrologic.ru
|