13.12.2024
21:09 Msk | 18:09 GMT
|
Елена Золотницкая История кинематографа в циклах планетИстория кинематографии началась 28 декабря 1895 года. Именно тогда состоялся тот самый сеанс братьев Люмьер, который оставил в сердцах зрителей такое неизгладимое впечатление. Конечно, это была не первая демонстрация возможностей кинематографа публике, но именно после этого сеанса общественный резонанс был настолько силен, что стало ясно - мир изменился. Киносеанс вряд ли состоялся раньше 18:00 по парижскому времени и маловероятно, что позже 20:00. Поэтому восходящий знак скорее всего Лев. Поскольку в знаке Льва находится Юпитер, логично предположить, что он восходил в момент киносеанса. Так мы выходим на время 19:00. Можно найти косвенные подтверждения этому - транзиты Урана по знаку Льва (Асцендент карты), Весы (IC карты), Водолея (DCS карты) и Овна (МС карты) приводили к значительным изменениям в кинематографии. Но, поскольку точных данных нет, можно рассматривать собственно космограмму. В космограмме на 28.12.1895 обращает внимание точное соединение Венеры и Урана в знаке Скорпиона - а надо отметить, что планета Уран экзальтирует в Скорпионе, то есть - это очень сильный Уран. Именно Уран - планета неожиданных взлетов и великих открытий - объясняет стремительное развитие кинематографа и его необычайный успех. В соединении с Венерой - покровительницей искусств, Уран способствует расширению ее влияния во всем мире, оказывает сильное воздействие на общество. Традиционно считается, что планетой кинематографа является Нептун, всем известно, что кинематограф - это "великая иллюзия". Но и Уран, как планета, сильно выделенная в карте "рождения" кинематографа должна оказывать и оказывает значительное влияние на его развитие. Поскольку мы рассматриваем историю кино в циклах высших планет - Урана, Нептуна и Плутона - далее мы будем расматривать Нептун, как планету, представляющую кинематограф, Плутон - как отношение общества к кино, а Уран будет индикатором тех изменений, которые происходили в кинематографе. Изучение закономерностей развития кино наглядно показало - на события, происходившие в тот или иной момент в кинематографе, в первую очередь оказывает влияние знак Зодиака, в котором находился транзитный Уран, а также аспекты транзитного Урана к другим высшим планетам - Плутону и Нептуну. 1898 - 1905 Уран в Стрельце. Влияние Урана в Стрельце проявлялось главным образом на развитии сюжета и жанра, а также распространении кино по всему миру, ведь Стрелец - знак Зодиака, который отвечает за расширение границ, упрочение авторитета и славы. Кроме того - у немого кинематографа действительно не было границ и языковых барьеров! На протяжении данного периода Уран формирует оппозицию с Плутоном в Близнецах. Общественное мнение пока склоняется в пользу театра, кино не считается "высоким" искусством, а просто развлечением для небогатых людей, балаганным зрелищем. Появились первые фильмы ужасов, вестерн и популярная фантастика - к примеру, "Большое ограбление поезда" (1903) Эдвина Портера и "Путешествие на Луну" (1902) Жоржа Мельеса. Развивается и сама техника съемки - появляются дополнительные спецэффекты. Некоторые из них, вроде растворяющихся образов или наложения кадров, были известны ранее, зато другие, к примеру стоп-кадры, были уникальным изобретением. Эта техника позволяла режиссеру остановить съемку и изменить сцену, перед тем как камеры включатся снова. В 1898 - 1905 годы было снято много короткомертажных фильмов. В 1901 году соединение Юпитера и Сатурна в знаке Козерога - полным ходом идет развитие искусства монтажа, совершенствование процесса съемки. 1905 - 1912 Уран в Козероге. Козерог - это знак Зодиака, отвечающий за соблюдение целостности и структуры. Становится понятно, почему, когда Уран оказался в Козероге - режиссерам и зрителям захотелось видеть более полную картину происходящего. Следующий этап развития кинематографа начался после 1905 года. Фильм "Большое ограбление поезда", вышедший немного ранее показал неограниченные возможности правильного монтажа. Режиссер вставлял кадры, изображавшие события, происходившие параллельно во времени, но в различных местах - при этом сохранялась целостность сюжета. Надо сказать, что подобный метод монтажа и по сей день является главенствующим в построении сюжета кинофильма. Следующим серьезным шагом развития искусства монтажа явился один из известных фильмов того периода "Спасенный Ровером" (1905) Сесила Хепуорта. Для большей напряженности сюжета все действие двигалось по экрану в одном направлении. Такую же технику начинают использовать повсеместно, когда снимаются сцены погонь и преследований. Аудиторию, привыкшую наблюдать за действием, снятым непрерывно, как единое целое, новые методы монтажа поначалу ставили в тупик. Однако режиссеры рассматривали их как громадный шаг вперед в жанре киноповествования. Они сознавали, что кино только-только начинает раскрывать свои уникальные возможности рассказчика. Знаковым моментом было появление в кино настоящей фигуры - кино-гуру своего времени Дэвида Гриффита. Этот гениальный режиссер, которого еще называли Шекспиром экрана, был именно тем человеком, который превратил кино из рядового развлекательного зрелища в Искусство. К 1913 году им было снято более 450 лент. Отталкиваясь от достижений своих предшественников - пионеров художественного кино, Гриффит начал разбивать сцены на множество съемочных кадров, варьируя расстояние и ракурс съемки, чтобы придать действию большую драматичность. Кроме того, для создания максимальной напряженности он постепенно наращивал темп параллельного монтажа, пока действие не достигало своего эмоционального пика. Особенно эффективен этот метод был для показа "чудесных" спасений, ставших фирменным знаком Гриффита. Гриффит также стал новатором в области актерского искусства, он требовал от актеров более тонкой игры, что делало его фильмы более убедительными. Гриффит первым стал применять твердые декорации, как в театре и отказался от нарисованных задников. Помимо создания реалистической атмосферы, такие декорации позволяли камере более свободно перемещаться, что усиливало у зрителей ощущение вовлеченности в действие. Кроме того, он изобрел множество драматических приемов, позволяющих акцентировать внимание зрителя на тех или иных моментах. В 1905 - 1912 годах наблюдался длительный напряженный аспект (оппозиция) Урана в Козероге к традиционной планете кинематографа - Нептуну, который находился в знаке Рака. Это говорит о том, что те годы были отмечены значительными революционными преобразованиями и изменениями в кинематографе. И это действительно так - глобальные изменения методов съемки, разнообразие жанров, изменения в технике актерской игры и не только. В 1905 году произошло событие, изменившее саму расстановку ролей в кино - появился первый в истории кинотеатр, никельодеон - как тогда говорили. Название возникло оттого, что за вход в кинотеатр владельцы брали пять центов (по-английски "никель"). Спустя три года таких никельодеонов в Америке было уже пять тысяч. Если ранее всем заправляляли изобретатели кинопроэктной аппаратуры, теперь на первый план вышел кинопрокатчик, который приобретал фильмы у кинокомпаний и продававал кинотеатрам. Такая система - производитель, прокатчик, владелец кинотеатра - гарантировала продюсерам выход их лент на широкий экран, а владельцам кинотеатров - разнообразный репертуар по доступной цене. Она действует до сих пор. К 1910 году кино стало излюбленным развлечением простых людей. Еженедельно в Америке продавалось до 26 миллионов билетов. Однако средний класс начал регулярно посещать кинотеатры лишь после появления полнометражных фильмов, уравнявших кино с театром. В 1911 году оппозиция Юпитера в Скорпионе и Сатурна в Тельце оказала влияние на изменении системы производства, проката и демонстрации новых фильмов, кроме того, кинематограф становится несомненно доходным бизнесом. 1912 - 1919 Уран в Водолее. Итак, к 1912 году кинематографисты научились снимать короткометражки, овладели техникой эпизода - после этого стало возможным увеличить длительность кинофильма до полноценного блокбастера. А многие новые фильмы были настоящими гигантами - 3 часа экранного времени и более. Разумеется, зрителям было бы непросто высидеть такой длинный фильм просто так - поэтому придумывались и совершенствовались спецэффекты. Эти масштабы и развитие сюжета как нельзя лучше соответствуют смыслу Урана в Водолее. В Водолее Уран в своей обители - это очень сильный Уран. Надо сказать, что в эти годы Дэвид Гриффит снял свои самые лучшие фильмы, принесшие ему мировую славу - "Сломанные побеги" (1919) и "Рождение нации" (1915) - трехчасовая киноэпопея об истории двух американских семей в период до и после Гражданской войны. Удачные батальные сцены, умелое использование крупных и общих планов - все это принесло ему заслуженную славу. Эти фильмы появились под сильным влияние французского и итальянского кинематографа. Французский фильм 1912 г. "Королева Елизавета" (50 минут) - был первым полнометражным фильмом и снят он был, как только Уран вошел в знак Водолея. Он произвел эффект разорвавшейся бомбы - как, это возможно, чтобы зрители не только высиживали весь сеанс, но и ходили на фильм снова и снова! Позже, в 1913 году в Италии был снят помпезный эпический фильм "Камо грядеши", который длился более 2 часов, затем - "Последние дни Помпеи" (1913) и "Кабирия" (1914). Под влиянием европейского опыта, Гриффит в 1913 году снял свой первый полнометражный фильм "Юдифь из Бетулии" (42 минуты). Кроме того, на Уране в Водолее возник жанр сериала - в 1913 - 1914 годах Луи Фейад выпустил первые пять серий известнейшего "Фантомаса". Уран в Водолее ознаменовал появление самой главной кинематографической столицы мира, именно в то время был основан Голливуд - своеобразная Мекка для киноманов всех времен и народов. Голливуд имел массу достоинств. Там было сколько угодно солнца, кругом раскинулись великолепные пейзажи - горы, долины, острова, озера, пляжи, пустыни, леса, - где можно было воссоздать практически любую натуру, встречающуюся на планете. К 1915 году здесь сосредоточилось 60% американского кинопроизводства. После 1917 года в России появляются первые централизованные киносъемочные организации - на базе известного Агитпропа. Именно тогда начали свою активную работу Дзига Вертов, Эйзенштейн, Пудовкин и Кулешов. Они пробовали свои таланты сначала на базе революционного киноавангарда, а позже - и в художественных фильмах. 1919 - 1927 Уран в Рыбах. В 1919 - 1927 годах формируется благоприятный аспект между Ураном и Плутоном в Раке (трин). Рост и развитие кинопроизводства продолжается, особенно это касается Голливуда - Америка не участвовала в первой мировой войне и ее кинопромышленность не пострадала от экономических кризисов. Но американцы привлекали к работе европейских актеров и режиссеров - так в Америку попали Грета Гарбо, Эрнст Любич, Эрих фон Штрогейм. К середине 20-х годов в Голливуде появляются первые киномагнаты - основатели таких киностудий, как МГМ, Парамаунт, Фокс, Юниверсал и Уорнер. Вместо рядовых никельодеонов возникли настоящие кинодворцы - такие, как знаменитый "Китайский театр" или "Египетский театр" в Голливуде, они были богато украшены и декорированы. Уран в Рыбах усиливает тягу к ретро, чувствительности, сентиментальности. Уран пришел в знак, хозяином которого является Нептун - а как мы уже говорили, Нептун покровительствует кино. Кроме того, Рыбы - последний, двенадцатый знак Зодиака. В те годы не создавалось ничего принципиально нового - подводились итоги тридцатилетнего победного шествия кинематографа. Окончательно сформировались наиболее кассовые жанры - детективы, фильмы ужасов, комедии, мелодрамы, приключенческое кино и вестерны. Киномагнаты старались не отступать от "проторенных" сюжетных линий, так как опасались финансовых потерь. Эффектным средством "раскрутки" того или иного фильма становилась реклама, немалое участие в этом принимали кинозвезды. Уран в Рыбах провоцировал зрителя раскрыть какую-то тайну, узнать побольше о тех актерах, которых они видели на экране. Поэтому институт кинозвезд возник именно в 20-е годы. Самыми яркими звездами того времени были Мери Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Теда Бара, Пола Негри, Грета Гарбо, Глория Свенсон, Лилиан Гиш, Клара Боу, Рудольф Валентино, Рамон Новарро. Молодые американцы рассматривали 1920-е годы как начало новой эпохи и решительно избавлялись от многих казавшихся им устаревшими культурных традиций, существовавших до войны. В основе этой социальной революции лежал более свободный взгляд на вопросы секса и морали, чем Голливуд немедленно воспользовался. Бульварные газеты пестрели статьями о жизни кинозвезд, причем эта якобы реальная жизнь была насыщена такими же страстями и переживаниями, что и экранная. Актрисам, игравшим роковых женщи было положено иметь такую же бурную личную жизнь вне экрана. Тем актрисам, которые играли роли невинных девушек, возбранялось выходить замуж и иметь поклонников. Голливудские компании заключали на этот счет специальные договора с актерами. Серия бурных скандалов, потрясших Голливуд в 20-е годы была напрямую связано с некоторыми кинозвездами. В результате была создана специальная организация, надзиравшая за моральным обликом Голливудских обитателей. Однако постановщики фильмов вскоре научились искусно обходить нравственный кодекс со всеми его запретами и ограничениями. Сесил Б. Де Милль, который, до того как специализироваться на эротических комедиях, сделал себе имя на вестернах и мелодрамах, приступил к постановке картин типа библейской эпопеи "Десять заповедей" (1924). Невзирая на множество сцен сладострастия, разврата и насилия, эти фильмы избегали цензуры, поскольку порок в них неизменно наказывался, а добродетель вознаграждалась. Многие картины, снятые в то время, по праву принадлежат к числу величайших шедевров в истории кино. Хотя режиссеры немого кино часто прибегали к помощи титров, сообщая зрителям важную информацию, все же главная ставка делалась на зрительные образы, причем не только при развитии сюжета, но и при передаче мыслей и чувств персонажей. Для Урана в Рыбах характерно глубинное исследование человеческих поступков, изучение человеческих пороков и достоинств. Поэтому актуальными и востребованными были такие фильмы, как "Алчность" (1923) Эриха фон Штрогейма, "Страсти Жанны д Арк" (1928), "Последний человек" (1924) Фридриха Мурнау, "Безрадостный переулок" (1925) Г-В Пабста. Интерес к парадоксальным жизненным ситуациям возродил стиль авангарда, который ярко проявился в картинах "Кабинет доктора Калигари" (1919), "Андалузский пес" (1928) Л. Бунуэля и С. Дали. Именно на Уране в Рыбах - это еще и любовь к страшным, леденящим душу тайнам, появился самый известный фильм ужасов, сама история создания которого обросла легендами - "Носферату" (1922) Фридриха Мурнау. В России были созданы такие шедевры немого кино, как "Броненосец Потемкин" (1925) и "Октябрь" (1927) Сергея Эйзенштейна и "Мать" (1926) Всеволода Пудовкина. Они вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В 1921 году было соединение Юпитера и Сатурна в знаке Девы - это оказало влияние на внимание к деталям, декорациям, техника актерской игры шагнула далеко вперед по сравнению с предыдущими годами. Если учесть, что в это время Уран в Рыбах образовывал оппозицию к этому соединению - можно сказать, что в то время существовал явный конфликт между скрытыми и уже реализованными возможностями кино. Полнометражные немые ленты были перегружены титрами и пояснениями, актерского мастерства было явно недостаточно для того, чтобы передать все нюансы сюжета. 1927 - 1934 Уран в Овне. Однако цикл Урана и век "немого" кино подошли к своему завершению. В 1927 году Уран начал новый цикл и вошел в первый знак Зодиака - Овен - и началась совершенно другая, новая история кинематографа. В октябре 1927 года завершилась эра немого кино - на экраны вышел первый музыкальный звуковой фильм Алана Кросленда "Певец джаза". Надо сказать, что интерес к немому кино пропал практически мгновенно. Столь внезапный закат жанра не имеет аналогов в истории искусства. Кумиры эры "великого немого" в наши дни почти совсем забыты, и фильмы той поры, за исключением комедий и некоторых эпических полотен, очень редко демонстрируются на экранах. Такие внезапные изменения характерны для Урана в Овне - тем более, что в то время формировался напряженный аспект (квадратура) Урана и Плутона (в Раке). То есть общество могло резко изменить свое мнение относительно кино - что и произошло, когла звуковое кино сменило немое. В 1931 году наблюдается противостояние между Юпитером в Раке и Сатурном в Козероге. Уран в Овне дополнял эту композицию до тауквадрата. Кинематографистам пришлось быстро приспосабливаться к новым условиям работы - звуковое кино поначалу было несовершенно, действие практически отсутствовало, так как актеры не могли двигаться с микрофонами. Эти трудности требовали принятия быстрых мер, что соответствует природе этих кардинальных знаков. С появлением звука кино преобразилось. Заинтересованные зрители повалили в кинозалы, бесконечные титры и шаблоны актерской игры немого кино уступили место качественным звуковым лентам. Успех оказался настолько оглушительным, что Голливуд вступил в период своего наивысшего расцвета, когда его безукоризненно выполненные шедевры помогали публике во всем мире хотя бы на время позабыть волнения той беспокойной эпохи. Лучшие театральные режиссеры писали длинные монологи и диалоги для озвучки, вовсю использовались шумовые спецэффекты - стрельба, взрывы, музыкальные номера. Такие фильмы, как "Огни Нью-Йорка" (1928) Брайана Фоя, "Маленький Цезарь" (1930), "Враг общества" (1931), "Аплодисменты" (1929) и "Городские улицы" (1931) были даже перегружены звуками и могли утомить зрителя. В начале 30-х режиссеры стали снимать действие без звука, движущейся камерой, а потом уже озвучивали фильм. Было изобретено остроумное устройство, так называемый "блимп". Оно заглушало шум камеры. Кроме того были изобретены новые микрофоны, которые позволили вернуть съемкам динамичность. Первые звуковые фильмы не позволяли актерам двигаться - они были буквально "привязаны" своими микрофонами. 1934 - 1941 Уран в Тельце. С 1934 года Уран вошел в знак Тельца, который, в том числе, отвечает за изобразительное искусство, цветовую гамму и краски. Можно было бы ожидать каких-либо изменений в этой сфере - и они произошли, кино становится цветным! Была изобретена и усовершенствованна техника "Техниколор", которая позволяла получать цветные изображения. В 1935 году был снят первый художественный цветной фильм "Бекки Шарп" Рубена Мамуляна. В 30-х и 40-х годах подобная техника все еще оставалась дорогостоящей и применялась редко. Но первые цветные фильмы, снятые в то время стали настоящей классикой кинематографа и относятся к золотому фонду Голливуда - "Волшебник из страны Оз" и "Унесенные ветром" (1939) Виктора Флеминга. Уран в Тельце был связан гармоничными аспектами (трин) с Нептуном в Деве. Надо заметить, что Нептун в Деве - слабый Нептун, он связан различными общественными ограничениями, он любит деловые договоренности и строгий учет того, что в принципе не поддается учету. Именно в это время голливудские кинопромышленники обратились за финансовой помощью к банкам - звуковое и цветное кино требовало значительных денежных вложений. Те согласились помочь - но в обмен на так называемый Производственный кодекс. Отныне над процессом киносъемки велось постоянное наблюдение - щекотливые темы: секс, насилие, пропаганда религиозных воззрений, употребление наркотиков, сцены пьянства - безжалостно вырезали. Телец - это знак напрямую связанный с процессом воспитания и периодом детства. Уран в Тельце вызвал к жизни целую плеяду ярких актеров-детей - они были очень популярны и востребованны. Многих из тех актеров хорошо помнят до сих пор - это Ширли Темпл (фильм "Курчавая головка", "Ямочки"), Фредди Бартоломью, Джуди Гарленд ("Детский бунт"), Дина Дурбин ("Трудный возраст"). Несмотря на внешний блеск, жизнь малолетних звезд была крайне тяжела. Их съемочный день частенько заканчивался за полночь. Многих детей пичкали психотропными и другими сильнодействующими средствами, чтобы они не засыпали на съемках и не набирали лишний вес. Впоследствии у некоторых, например у Джуди Гарленд, выработалась наркотическая зависимость от этих препаратов. Лишь немногим из юных звезд удалось сохранить свою популярность в более зрелом возрасте, а иные и вовсе остались без средств к существованию, поскольку родители растратили все заработанные ими деньги. В продолжении детской темы - период с 1934 - 1941 годы стали расцветом мультипликации и знаменитого Уолта Диснея. Были сняты такие известные мультфильмы, как "Белоснежка и семь гномов" (1937), "Фантазия" (1940) и "Дамбо" (1941). Как только Голливуд освоил выпуск звуковых и цветных картин, он быстро восстановил свою былую славу и репутацию. 30-е и 40-е годы стали "золотым веком" Голливуда. Его киностудии за это время произвели на свет 7500 полнометражных лент. Гармоничный аспект от Урана к Нептуну объясняет этот необычайный успех. Как мы уже можем убедиться, всегда, когда Уран формирует благоприятный аспект с Нептуном и Плутоном наблюдается значительный рост кинопроизводства во всех странах. Европейские картины не уступали американским по качеству и сложности сюжета. Во Франции гремела слава таких режиссеров, как Жюльен Дювивье - "Пепе ле Моко" (1937), Марсель Карне - "Набережная туманов" (1938), "День начинается" (1939), Огюст Ренуар - "Великая иллюзия", "Правила игры" (1938). Среди актеров можно отметить Жана Габена - тогда началась его блистательная кинокарьера. В Англии нельзя не вспомнить об Алфреде Хичкоке. Хичкок был превосходным стилистом, испытавшим сильное влияние немецкого экспрессионизма. Каждую сцену он планировал до мельчайших деталей, чтобы все в ней - декорации, реквизит, актеры, ракурсы съемки, музыка и звуковое сопровождение - способствовало нагнетанию напряженности на экране. Он настолько изящно сочетал страшное, смешное и романтичное в таких своих картинах, как "39 шагов" (1935) и "Леди исчезает" (1938), что ко времени, когда он перебрался в Голливуд, его по праву называли мастером напряжения. Его первым американским фильмом стала мелодрама "Ребекка", получившая в 1940 году "Оскар" как лучшая картина года. В Германии, ставшей к тому времени гитлеровской, процветал жанр кинодокументалистики. Фильмы Лени фон Рифеншталь, которые до сих пор продолжают волновать киноведов всего мира - "Триумф воли" (1935), "Олимпия" (1938), конечно спорны, но являются образцами своего жанра. В 1940-1941 годах Юпитер и Сатурн образовали аспект соединения в знаке Тельца. Там же находился Уран. В те годы создавалось нечто принципиально новое, закладывались те формы, образцы, которым будут позже следовать кинематографисты всего мира и что позже назовут "классикой" кинематографа. 1941 - 1948 Уран в Близнецах. Кино в эпоху Урана в Близнецах - это художественные фильмы, несущие большое количество информации, богатые ментальными построениями и сложными сюжетными интригами - что характерно для знака Близнецов. В то время широко развивалась кинодокументалистика. Во время Второй мировой войны нужно было своевременно информировать зрителя о происходящих в мире событиях. В начале 40-х годов была усовершенствована система "Техниколор" - изобрели специальную цветную пленку, которую можно было использовать в обычной кинокамере. Это значительно удешевило съемку цветных фильмов. В середине 40-х годов длились благоприятные аспекты между Ураном, Нептуном в Весах и Плутоном во Льве. Между планетами образовалась фигура в виде треугольника, эта планетная конфигурация называется бисекстиль, такое бывает очень редко! Это время явилось расцветом, золотым веком Голливуда. 1946 год стал для Голливуда годом наибольшего кассового успеха за всю его историю! Еженедельно кинотеатры посещало примерно 100 миллионов человек, купивших в течение года билетов на рекордную сумму - 1,7 миллиарда долларов. Кроме того - это время подарило кино новый плодотворный жанр - "нуар", "черное" кино. Картина Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" (1941) с Хемфри Богартом имела невероятный успех. В фильмах жанра "нуар" как правило присутствовал запутанный криминальный сюжет, основными героями были роковые женщины, корумпированные политики, военные, жулики и преступники. Обычно действие фильма разворачивалось в холодных и равнодушных мегаполисах, которыми правили алчность и предательство. Атмосфера постепенно нагнеталась, чтобы в конце фильма взорваться необычным и неожиданным финалом. В числе наиболее значительных фильмов этого жанра назвать фильм "Двойная страховка" Билли Уайлдера (1944), "Женщина в окне" Фрица Ланга (1945), "Леди из Шанхая" Орсона Уэллса (1948). В России Сергей Эйзенштейн снял свою знаменитую дилогию "Иван Грозный". На Уране в Близнецах всеобщая увлеченность кинодокументалистикой и "правдой жизни" привела к тому, что возникло новое направление в киноискусстве - "неореализм". Его последователи стремились запечатлеть жизнь с различными деталями, бытовыми подробностями. Часто такие фильмы напоминали журналистский репортаж - а журналистам покровительствует знак Близнецов. Первой картиной, получившей общественное признание стал фильм Роберто Росселини "Рим - открытый город" (1945), затем им же были сняты "Пайза" (1946) и "Германия, год нулевой" (1947). Фильм Витторио де Сика "Похитители велосипедов" (1948) стал наиболее значительным примером жанра неореализма. К 1949 году этот жанр пошел на спад в Италии и других странах. Уран вошел в знак Рака. Начиналась новая - и не самая веселая страница истории кино. 1949 - 1955 Уран в Раке. Уран, вошедший в знак Рака, стал формировать напряженный аспект (квадратура) к Нептуну в Весах. Мировую кинопромышленность охватил очередной кризис, вызванный необходимостью реорганизации системы киностудий, переменами в зрительских пристрастиях, а также правительственным расследованием, вошедшим в историю как голливудская "охота на ведьм". Одновременно в Италии был принят закон, запрещавший выход на экраны неореалистических фильмов. У кинематографа появился серьезный конкурент - телевидение. Если раньше зрители стремились попасть в кинотеатр, то теперь они предпочитали оставаться дома и смотреть любимые фильмы не выходя на улицу. К 1954 году в Америке было уже свыше 30 миллионов телевизоров. Финансовый кризис кинопромышленности привел к тому, что киностудиям запретили иметь свою сеть кинотеатров. В результате кинопромышленники лишились права гарантированного проката своих фильмов и должны были конкурировать друг с другом. Многие актеры и работники кинобизнеса лишились работы, фильмы перестали окупаться. Картины жанра "нуар" пользовались неизменным успехом, но режиссеры стали затрагивать темы коррупции и продажности правительства и беспросветности жизни простых людей. В результате многих видных кинодеятелей заподозрили в прокоммунистических настроениях. Правительственная комиссия постановила заключить наиболее активных голливудских социалистов в тюрьму, а остальных обязала действовать в определенных рамках. В 1951 году наблюдалась оппозиция Юпитера в Овне к Сатурну в Весах, Уран в Раке дополнял оппозицию до тауквадрата. Кризис в кинематографе требовал срочных действий и они были предприняты. В 1951 году при печально известном сенаторе Джозефе Маккартни образовалась вторая комиссия по расследованию, 324 человека занесли в черный список, многие талантливые художники лишились возможности работать. Это усугубило кризис кинематографа, к внешним трудностям - конкуренции с телевидением - добавились еще и внутренние. А зодиакальный знак Рака, в котором находился Уран, как раз отвечает за внутренние проблемы и затруднения. Европейский кинематограф тяжело переживал последствия Второй мировой войны. Луис Бунуэль шокировал публику своим очередным фильмом "Забытые" (1950), Жан Кокто и Макс Офюльс снимали костюмные пышные постановки и мелодрамы, напоминавшие скорее спектакли: "Красавица и Чудовище", "Орфей", "Карусель" (1950). В это же времени появляется комедийный персонаж Жака Тати - дядюшка Юло. Временное ослабление европейского и американского кинематографа способствовало появлению принципиально новых киноталантов. К их числу относится японский режиссер Акира Куросава. Его картины "Расемон" (1951) и "Семь самураев" (1954) удостоились высших кинематографических наград. 1955 - 1962 Уран во Льве. В знаке Льва Уран проявляется достаточно деструктивно, тем более, что в конце 50-х формировался напряженный аспект (квадратура) от Урана к Нептуну в Скорпионе. Но знак зодиака Лев напрямую связан с творчеством, искусством, кинематографом и актерской игрой. Прохождение Урана по знаку Льва не могло не привести к серьезным переменам. Многие изменения, которые произошли в то время в кинематографе, били на внешний эффект, что соответствует характеристикам зодиакального знака Льва. Именно в эти годы, на Уране во Льве появляются первые широкоэкранные фильмы. Кинопромышленники пришли к логическому выводу, что противопоставить черно-белому телевидению можно что-то глобальное и зрелищное. Так появились первые широкоэкранные фильмы, оснащенные стереосистемами. К 1955 году многие кинотеатры Америки были переоборудованы под широкоэкранное кино. Появились стереофильмы, для просмотра которых нужно было одевать специальные очки. В 1959 году начались эксперименты с различными запахами, появляется система "Смелл-о-вижн", благодаря которой зрительный зал наполнялся запахами через систему кондиционирования, так что зрители могли ощущать ароматы, соответствующие действию на экране. В том же году стали использовать различные трюки в ходе киносеанса - к примеру, во время демонстрации "фильма ужасов" над головами зрителей проплывал скелет или специальные устройства, установленные в сиденьях, посылали слабый электрический разряд. Надо сказать, что все это было интересно, но утомительно, поэтому вскоре подобные системы утратили свою привлекательность для зрителя. С 1955 года стали выпускаться широкоэкранные киноэпопеи, с батальными сценами, помпезными декорациями - "Война и мир" (1956) Кинга Видора, "Бен Гур" (1959) Уильяма Уайлера - он получил 11 "Оскаров"! Звезды "золотого" века Голливуда уступили место современному поколению звезд - теперь на экранах царили Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Мерилин Монро, Грегори Пек, Берт Ланкастер. Их внешность и богемный стиль жизни привлекали едвали не большее внимание, чем их игра. Надо заметить, что для актерской игры того времени были характерны предсказуемость и стремление приукрашивать действительность - что полностью соответствует Урану во Льве, который стремится бить исключительно на внешний эффект. Как мы уже выяснили, напряженные аспекты Урана к Нептуну или Плутону неизменно ведут к изменениям в системе кинематографа. Так произошло и на этот раз. В конце 50-х крупные кинопромышленники, державшие в своих руках весь кинорынок, уступили свое место администраторам крупных деловых корпораций. В результате коммерческий успех стал цениться намного выше, чем собственно творчество. Голливудские картины стали заметно уступать европейским по смелости и новаторству. Но все же в эти годы, последние для свободных художников Голливуда, Алфреду Хичкоку удалось создать свои лучшие творения: "Головокружение" (1958), "К северу через северо-запад" (1959), "Психо" (1960). Хичкок создал свой необычный, неповторимый мир, в котором обычные люди помимо своей воли становились марионетками темных и таинственных сил и принимали участие в невероятных событиях. Европейское кино по-своему восприняло преобразующие импульсы Урана во Льве. Появилась целая плеяда талантливых режиссеров, которые хотели установить свои новые порядки в кино. В их числе можно назвать шведского режиссера Ингмара Бергмана, снявшего такие фильмы, как "Седьмая печать" (1956), "Земляничная поляна" (1957), "Как в зеркале" (1961). Он развил основные тенденции "неореализма" в ключе проблем религиозности, страданий и смерти. В те годы возникла так называемая "новая волна" - французские режиссеры качественно изменили подход к снимаемому материалу - личное, режиссерское восприятие, авторское отношение к действительности ставилось превыше объективной реальности. К концу 50-х группа кинокритиков, включавшая Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и Эрика Ромера, начала снимать собственные фильмы, призванные доказать, что кино может не только развлекать публику, но и будить мысль, подталкивая к действию. В 1959 году одновременно вышли такие ленты, как "400 ударов", "На последнем дыхании" и "Хиросима, любовь моя", они стали манифестом нового кинематографа. Режиссеров "новой волны" вдохновляло творчество таких создателей "авторского" кино, как Жан Ренуар, Роберто Росселлини и Алфред Хичкок. Многие из использовавшихся ими новых методов, к примеру съемка ручной кинокамерой, варьирование скорости движения пленки и цитаты из ключевых картин в истории кинематографии, явились шагом вперед по сравнению с устаревшими режиссерскими канонами. Картина Франсуа Трюффо "400 ударов" (1959) стала одним из первых фильмов "новой волны", привлекших к себе пристальное внимание. Это реалистическое повествование о беспокойной юности основывалось на жизненном опыте самого Трюффо. Фильм удостоился похвал за смелое использование длинных планов и свободное движение кинокамеры. Заключительный кадр картины, в котором действие останавливается на крупном плане лица загнанного героя, произвел на всех неизгладимое впечатление. В фильмах "Стреляйте в пианиста" (1960) и "Жюль и Джим" (1961) Трюффо показал, как довольно надуманные сюжеты могут оживать благодаря изобретательной режиссуре. Жан-Люк Годар считал, что фильм должен иметь начало, середину и конец, но не обязательно в такой последовательности. Он в полной мере отразил бунтарский дух "новой волны" в картине "На последнем дыхании" (1959), где нарушались все мыслимые правила построения сюжета. Темы и стиль он заимствовал у голливудских фильмов типа "В" и "черных" фильмов. Ален Рене снял картины "Хиросима, Любовь моя" (1959) и "В прошлом году в Мариенбаде" (1961). В середине 50-х в английском кино также произошли значительные перемены. Образовалось движение "Свободное кино". Режиссеры этого направления выпускали художественные фильмы, выдержанные в документальном стиле: "Мы - парни из Ламбета" (1958) и "Каждый день, кроме Рождества" (1959). Сильное влияние на английское кино оказали и театральные бытовые пьесы конца 1950-х годов. Их действие, как правило, разворачивалось на индустриальном севере и касалось проблем рассерженных молодых людей, недовольных своим местом в обществе. В то время даже возникло артистическое клише, актерское амплуа "рассерженный молодой человек". Некоторые из подобных пьес были экранизированы. Съемки часто проводились на натуре, чтобы придать картинам больший реализм. Такие фильмы, как "В субботу вечером, в воскресенье утром" (1960) Рейса, "Вкус меда" (1961) Тони Ричардсона и "Билли-лжец" (1963) Джона Шлезингера, вобрали в себя все лучшее из свободного кино, бытовых пьес и французской "новой волны". В заключении можно сказать об еще одном значимом направлении кинематографа, возникшем в те годы. Это итальянский второй киноренессанс, его представляли такие всемирно известные режиссеры, как Федерико Феллини ("Дорога", "Сладкая жизнь", "8 1/2"), Микеланджело Антониони ("Ночь", "Затмение", "Красная пустыня"). Для авторского кино того времени было характерно иронизировать над богатством и религиозными догмами, режиссеры затрагивали тему одиночества и безысходности современной жизни. Индивидуальность в таких фильмах противопоставлялась обществу - в этом также прослеживалось влияние эго-центрированного знака Льва. В конце 50-х годов в Голливуде возникает направление кино для подростков - это дешевые научно-фантастические фильмы, фильмы ужасов, картины о школьной жизни, пляжных вечеринках. Такие "киношедевры", как "Нападение чудовищных крабов" (1956) и "Ведро крови" (1959) пользовалось большим спросом у подрастающего поколения. Это было шоу, зрелище, но но не самого лучшего пошиба. В 1961 Юпитер и Сатурн образовали аспект соединения в знаке Козерога - широкоэкранное кино изменило принцип монтажа, существовавший и ранее и привело к массовому переоборудованию кинотеатров. Режиссеры "новой волны" также снимали по-новому - любительской камерой, измененяли скорость движения пленки, ввели параллельный монтаж. 1962 - 1969 Уран в Деве. К 1963 году Уран окончательно обосновался в знак Девы, и вместе с тем прекратило свое существование кино "новой волны". Но развитие кино подхлестывал аспект соединения Урана и Плутона в Деве. Причем и Уран, и Плутон находились в благоприятном аспекте (секстиле) по отношению к Нептуну в знаке Скорпиона. Все это говорит о том, что кинематограф тех лет был созвучен изменениям, происходящим в обществе и фиксировал их с документальной четкостью. Гармоничный аспект к Нептуну означает, что все эти перемены способствовали развитию искусства кинематографа. Мы уже говорили о том, что игра актеров эпохи Урана во Льве оставляла желать много лучшего. Теперь же ведущие Голливудские актеры - Марлон Брандо, Джеймс Дин и Пол Ньюмен обратились к системе Станиславского, стали открываться многочисленные актерские школы - ведь знак Девы, в котором оказался Уран, связан с систематизацией чего-либо, образованием и обучением. Согласно системе Станиславского, наибольшая жизненная достоверность достигается лишь путем многомесячного изучения всего, что связано с образом, воплощаемым актером. Следствием такого подхода стали невиданные прежде глубина и реализм актерской игры. Аспект соединения - самый мощный из астрологических аспектов, а соединение Урана и Плутона происходит раз в 130 лет, поэтому изменения, произошедшие в этот период были действительно глобальны. 1960-е годы стали десятилетием грандиозных перемен. Новые взгляды на секс, моду и политику нашли свое отражение в кино, живописи, литературе, музыке. Повсюду кинематографисты стали отказываться от основополагающих принципов построения сюжета, использовавшихся более полувека. Большую роль стала играть музыка, звучавшая в фильме - ведь это было время "Битлз", "Доорз" и других первых рок-групп. Фильмы, популярные на Уране во Льве, теперь уже не котировались. К примеру, фильмы Феллини, снятые им в 1962 - 1969 годах не имели такого успеха, как прежние - "Джульетта и духи" (1965) и "Сатирикон Феллини" (1969) - подверглись критике, их сочли слишком экстравагантными... Английские режиссеры, отказавшись от "новой волны", стали снимать бунтарские и свободолюбивые музыкальные фильмы "Вечер трудного дня" (1964), "Элфи" (1966), а также сериал о Джеймсе Бонде. Голливуд в 60-е годы столкнулся с серьезными проблемами. Дело в том, что снимать фильмы в Америке стало очень дорого и многие американские картины стали сниматься в Европе. Кассовый успех английских фильмов побудил многих американских продюсеров не только снимать там фильмы, но и вкладывать деньги в английское кино. Но это оказалось не совсем продуктивным занятием. В 1967 году на экраны Америки выходит легендарный фильм "Бонни и Клайд". Он ознаменовал рождение нового американского кино. Так началась слава актеров Фей Данауэй и Уоррена Битти. В фильме присутствовали сцены жестокости и насилия, а также довольно откровенные - по тем временам - любовные сцены. В прежние времена такое не представлялось возможным. Различные киноэфекты, заимствованные из французского кино "новой волны" - параллельный монтаж, варьирование скорости движания пленки - все это сделало фильм настоящим зрелищем. Успех "Бонни и Клайда" подтолкнул и других режиссеров на новый, более раскованный подход в изображении на экране насилия и секса. Он нашел свое выражение в таких картинах, как "Выпускник" (1967). В Латинской Америке развивается кино политического протеста, там снимались ленты явно прокоммунистического толка. В России и странах Восточной Европы политический протест выражался по-своему - ведь там оплотом реакции был сам социалистический строй. Именно в те годы Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Марлен Хуциев и Сергей Параджанов снимают свои неоднозначные фильмы, отразившие все сомнения и метания поколения диссидентов. Роман Полански эмигрирует в Америку и снимает там свой дебютный и очень успешный фильм "Ребенок Розмари". После долгого затишья в немецком кинематографе, Александр Клуге основал в 1962 году творческое движение "молодое немецкое кино", это положило начало новому расцвету кино в Германии. 1969 - 1976. Уран в Весах. 70-е годы отмечены ингрессией Плутона в знак Весов, а Нептуна - в знак Стрельца. Таким образом Уран в Весах снова оказался в одном знаке с Плутоном и в гармоничном аспекте с Нептуном. В эти годы резко возросла популярность европейских кинофестивалей - Каннского, Берлинского, Венецианского. И это закономерно - Уран в знаке Весов способствует возникновению элитарного искусства, "исскуства не для всех". Во многих странах распространяются небольшие независимые кинотеатры, не входящие в сеть корпораций. Они показывают зарубежное и авторское, независимое кино. Это закономерно, так как в 1970 - 1971 годах Юпитер в Скорпионе образовывал оппозицию с Сатурном в Тельце. Как и в 1911 году изменилась система демонстрации фильмов, система кинотеатров, это непосредственно связано с прибылью, то есть с осью Телец - Скорпион. Подрастало новое поколение борцов с условностями Голливуда, таких, как Сэм Пекинпа "Дикая банда" (1969), Милош Форман "Пролетая над гнездом кукушки" (1975), Мартин Скорцезе "Таксист" (1976), "Разговор" (1974) Фрэнсис Форд Коппола, "Китайский квартал" (1974) Роман Полански, и Сидней Люмет "Телесеть" (1976). Фильмы Стенли Кубрика "2001 год космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин" (1971) также произвели мощный эффект. Фильм Дениса Хоппера "Беспечный ездок" (1969) стал манифестом всех хиппи и пропагандировал образ жизни "детей цветов". - Фильмы Роберта Олтмена "Передвижной военный хирургический госпиталь (MASH) (M. A. S. H.)" (1970) и Терри Гиллиама "Монти Пайтон и священный Грааль" (1974) определили стилистику юмористических картин на много лет вперед. В 1972 году был снят мюзикл "Кабаре" с Лайзой Минелли в главной роли. Все мыслимые и немыслимые правила голливудского мюзикла были нарушены - сюжет был изрядно политизирован, но именно это было принципиально важно. В известных рок-операх того времени "Иисус Христос - суперзвезда" (1973), "Томми" (1975) тоже использовались сюжеты, не характерные для мюзиклов. Нахождение Урана в одном знаке с Плутоном в знаке Весов привело к появлению качественно новой эстетики, несколько шокирующей и неожиданной для неподготовленного зрителя - так возникли самые неоднозначные фильмы Пьера-Паоло Пазолини ("Теорема" (1968), "Декамерон" (1970), "Сало или 120 дней содома" (1975)) и Бернардо Бертолуччи ("Конформист" (1970) и "Последнее танго в Париже" (1972)). Эти фильмы затрагивали такие сферы человеческой жизни, которые ранее находились под запретом. Вероятно, тот факт, что один из ярчайших представителей этого жанра Пьер Паоло Пазолини умирает в 1975 году, когда Уран выходит из знака Весы, не случаен. В немецком кино тех лет тоже делался акцент на развитие стилистики, необычных форм выражения, яркими представителями кино той эпохи были Райнер Вернер Фассбиндер ("Почему господин Р. подвержен амоку?" (1970), "Страх съедает душу" (1974)), Вернер Херцог ("Агирре - гнев божий" (1972)) и Вим Вендерс ("Алиса в городах" (1974), "Алая буква" (1972)). Таким образом, можно сказать, что в кинематографе тех лет приветствовался поиск новых эстетических форм, процветало авторское, независимое кино, "кино не для всех" - что полностью соответствует знаку Весов, в котором находился Уран. 1976 - 1983. Уран в Скорпионе. Надо отметить, что крупнейшие голливудские киностудии игнорировали авторское кино и их аудиторию. Как правило, они не прибегали к услугам режиссеров, экспериментировавших с методами "новой волны". Кинобоссы опасались, что публика не примет новаторский стиль новой волны" и не одобрит скупости ее выразительных средств. С того момента, как Уран вошел в знак Скорпиона - можно сказать, знак своего "рождения" - жанр блокбастера получил второе дыхание. Уран не образовывал какие-либо аспекты с Нептуном и Плутоном, но Уран в Скорпионе - в знаке своей экзальтации, это сильный Уран. В этот период развивались уже известные тенденции и направления. В 1981 году было соединение Юпитера и Сатурна в Весах - наблюдалось совершенствование стилей и жанров, созданных на Уране в Весах - опыт независимого кино был учтен и теперь кинематографисты стремились делать кассовые фильмы, снятые стильно и красиво. Блокбастеры возродили жанр "дорогого", "крутого" кино, преимущественно для молодежной аудитории - в противовес авторским, малобюджетным постановкам Урана в Весах. В то время Джордж Лукас снял свои "Звездные войны" (1977), "Империя наносит ответный удар" (1980) и "Возвращение Джедая" (1983), Френсис Форд Коппола снял свой "Апокалипсис сегодня" (1979), Стивен Спилберг - "Челюсти" (1975), "Инопланетянин" (1982), "Близкие контакты третьего вида" (1980), "Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега" (1981), Джордж Миллер "Безумный Макс" (1979). Разумеется, в таких лентах на первом месте был понятный сюжет, яркий, "крутой" герой и разнообразные спецеффекты. Подобные фильмы не заставляли задумываться, зато хорошо развлекали зрителя - за годы, когда Уран был в соединении с Плутоном, зрители устали от шокирующих фильмов, затрагивающих разнообразные социальные проблемы. Знак Скорпиона, в котором находился Уран, вызывал общественный интерес к теме эротики в кино. Тогда Федерико Феллини снял "Город женщин" (1980) и "Казанова" (1976), Тинто Брасс снял "Салон Китти" (1976) и "Калигула" (1979), Нагиса Осима (Япония) снял фильмы "Империя чувств" (1976) и "Империя страсти" (1978), Рэндал Кляйзер снимает фильм "Голубая лагуна" (1980). В то время были сняты фильмы, ставшие классикой жанра киноэротики, к примеру, "Греческая смоковница" (1977) Сигги Готца. 1983 - 1990 Уран в Стрельце. Уран вошел в знак Стрельца и оказался в одном знаке с Нептуном, не образовывая аспекты с Плутоном На кинематограф того периода сильное влияние оказала характеристика самого знака Стрелец, который покровительствует путешественникам и людям, наделенным чувством юмора. В то время самым популярным жанром были комедии, веселые романтические и приключенческие фильмы. Именно в те годы были сняты яркие комедии Джима Абрахамса "Совершенно секретно" (1984), "Безжалостные люди" (1986), "Голый пистолет" (1988). Такие фильмы, как "Близнецы" (1988), "Деловая девушка" (1988), "Горец" (1985), "Крокодил Данди" (1986), "Роман с камнем" (1984) "Смертельное оружие" (1987), "Назад в будущее" (1985, 1989, 1990), "Терминатор" (1984). Среди серьезных фильмов можно отметить картины Оливера Стоуна: "Сальвадор" (1985), "Взвод" (1986), "Уолл-Стрит" (1987), "Рожденный 4 июля" (1989). Благородный знак Стрельца способствовал пересмотру прежних идеалов, но данные фильмы - хотя и поднимали определенные проблемы, все же оставались зрелищными, действие как правило происходило в чужих, экзотических странах - что тоже отвечает знаку Стрельца. 1990 - 1996. Уран в Козероге. В 1990 - 1996 годах Уран находился в аспекте соединения с Нептуном в знаке Козерога и образовывал гармоничный аспект к Плутону в Скорпионе. Изменения, произошедшие в общественном сознании, относились в основном к пересмотру классики, традций, что соответствовало знаку Козерога. Одновременно с этим поколение новых режиссеров активно ломало старые традиции и устанавливало свои, новые. Соединение Урана и Нептуна в знаке Козерог привело к тому, что с одной стороны - традиции явно привлекали, старинные сюжеты были востребованны. Примером тому служат многочисленные экранизации Джейн Остин; "Разум и чувства" (1995), "Гордость и предубеждение" (1995), "Эмма" (1995), фильмы Кеннета Брана по произведениям Шекспира: "Генрих V" (1989), "Много шума из ничего" (1993). Можно вспомнить успех фильма "Пианино" (1993) Джейн Кемпион. В Голливуде с ностальгией обратились к традициям "золотого века", были сняты романтические фильмы "Красотка" (1990), "Неспящие в Сиэтле" (1993), снимались костюмные и масштабные постановки "Робин Гуд - король воров" (1991), "Отважное сердце" (1995). С другой стороны - в обществе назрела потребность остановить поток насилия и вседозволенности, который ранее свободно транслировался с экранов вовне. Картины, которые снимались независимыми режиссерами в это время, обычно показывали "как не надо", действовали от противного - так проявлялась воспитательная, морализаторская суть знака Козерога. В числе режиссеров-новаторов были Питер Гринуэй "Повар, вор, его жена и ее любовник", Денни Бойл: "Неглубокая могила" (1995), "На игле" (1996), Квентин Тарантино: "Бешеные псы" (1992), "Настоящая любовь" (1993), "Криминальное чтиво" (1994), Оливер Стоун "Доорз" (1990), "Прирожденные убийцы" (1994), Ларс фон Триер: "Королевство" (1994), "Европа" (1991), "Рассекая волны" (1996), братья Коэны: "Перекресток Миллера" (1990), "Бартон Финк" (1991), "Фарго" (1996), Дэвид Линч "Твин Пикс" (1992). В 1990 году Юпитер в Раке образовал аспект оппозиции с Сатурном в Козероге, в этом же знаке находились Уран и Нептун. Такое противостояние Рака и Козерога явно демонстрирует, что количественный перевес окажется на стороне новаторов (Козерог), а не традиционщиков (Рак). 90-е - это и время расцвета кино Юго-Восточной Азии. Невероятную популярность приобрели фильмы о кунг-фу, восточных единоборствах, зажглись звезды Джона Ву, Джета Ли, Джеки Чана, Чоу Юнг Фата, Такеши Китано, Вонг Кар-Вая и многих других актеров и режиссеров из Китая, Кореи и Японии. 1996 - 2003. Уран в Водолее. Уран перешел в знак Водолея одновременно с планетой Нептун, на протяжении 7 лет они находились в одном знаке. Мы уже помним, что Уран в Водолее - очень сильный Уран, он находится в своей обители. А Водолей - знак, отвечающий за все непознанное, необычное, фантастику, фэнтези. Конечно, Уран в своем знаке - это прежде всего мощные спецэффекты, применение научных открытий в искусстве кинематографа. Развивается компьютерная графика - без нее невозможно представить такие фильмы, как "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Матрица", "Парк Юрского периода", "Титаник", "Мумия", "Годзилла", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", "Герой". Герои Урана в Водолее - это герои компьютерных игр, фантастических произведений. Героини действуют наравне с мужчинами, подчеркнуто независимы и сильны, Уран в Водолее покровительствует стилю "унисекс", феминизму. Так появляются фильмы "Лара Крофт", "Обитель зла", "Пятый элемент", "Жанна д Арк". Можно сказать, что на Уране в Водолее жанр фантастики сделался очень популярным. Чтобы понять, насколько все были увлечены фантастикой еще недавно, можно вспомнить невероятный успех сериала "Секретные материалы". Но с момента вхождения Урана в знак Рыб (2003) научно-фантастические проекты перестали пользоваться такой любовью у зрителей. Среди авторского кино Урана в Водолее можно выделить фильмы Кевина Смита: "Догма" (1999), "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" (2001), Аки Каурисмяки "Человек без прошлого" (2002), Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" (1999), братьев Коэнов "Большой Лебовски" (1998), "О гда же ты, брат?" (2000), Терри Гиллиама "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998), Вонг Кар-Вая "Любовное настроение" (2000), Гая Ритчи "Карты, деньги, два ствола" (1998), "Большой куш" (2000), Жана Жене "Амели" (2001), Сэма Мендеса "Красота по-американски". Во всех этих фильмах подчеркивались необычные, нестандартные черты характера героев и обстоятельств, в которых они оказываются, все они в той или иной степени являются аутсайдерами - что также соответствует знаку Водолея. Но настоящий прорыв авторского кино состоялся в 1998 году, когда стартовал проект Ларса фон Триера "Догма". Авторы проекта разработали ряд правил, созвучных принятых на "новой волне" во Франции в 1955 - 1962 годах. Напомним, что рождение французской "новой волны" состоялось, когда Уран шел по знаку Льва и вот теперь, когда Уран занял оппозиционный Льву знак - Водолей - история повторилась. В 1998 году на Каннском фестивале Ларс фон Триер представил фильм "Идиоты", Томас Винтерберг - фильм "Торжество", Сорен Крагх-Якобсен - "Последнюю песнь Мифуне". "Догма" стала событием, заставившем говорить о себе всех так или иначе причастных к кино. Но энтузиазм новых реформаторов иссяк достаточно быстро, новаторы первыми нарушили свои правила, сделав шаг от некоммерческого кино к коммерческому. В 2000 году Юпитер и Сатурн образовали аспект соединения в знаке Тельца. Уран и Нептун в Водолее делали квадратуру к этому соединению, что может говорить о том, что художественные формы и штампы, созданные в это время, не окажутся долговечными. 2003 - 2010. Уран в Рыбах. В 2003 году Уран вошел в знак Рыб, он останется там до 2010 года. За это время Уран не будет образовывать аспекты с Нептуном или Плутоном. Это говорит о том, что тенденции, сформировавшиеся в кинематографе с 2003 года не будут сильно меняться. Что же произошло, что изменилось в кино с 2003 года, с момента вхождения Урана в знак Рыб? Мы уже знаем, что Рыбы - последний, 12-й знак Зодиака. Можно ожидать подведения итогов всего того, что было снято за это время. За время пребывания Урана в Рыбах - до 2010 года перед нами пройдет своеобразная ретроспектива. Можно заметить, насколько окрепла, прижилась мода на ретро в кино. Было снято несколько ремейков известных картин прошлого - "Техасская резня бензопилой", "Рассвет мертвецов", "К черту любовь", "Грязные танцы", "Чикаго", "Планета обезьян", "Фанфан-Тюльпан", "Солярис", "Загнанный", "Ограбление по-итальянски", "Роллербол", "Психо", "Будю, спасенный из воды", в ближайших планах - выпустить ремейк "Кинг-Конга", фильма Хичкока "Незнакомцы", "В джазе только девушки", "Десять заповедей", "Элфи". И это только начало! Мода на ремейки докатилась и до нас - фильм Ренаты Литвиновой "Небо. Самолет. Девушка", как известно является ремейком на известнейший фильм 60-х "Еще раз о любви", был снят невероятно успешный ремейк известного фильма о Великой Отечественной войне "Звезда", в планах снять ремейк "Человека-Амфибии", "А зори здесь тихие", "Судьба человека". Надо отметить, что знак Рыб - это любовь к тайнам, мистике, а с 2003 года фильмы ужасов, хорроры имеют невероятный кассовый успех. Это и японские "ужастики", такие, как "Звонок", "Проклятие", "Глаз", "Кинопроба". Американские фильмы ужасов "Рассвет мертвецов", "Джиперс Криперс", английский фильм "28 дней спустя" - также очень популярны. Рыбы - это и жертвенная любовь, и сентиментальность. В связи с этим становится понятным, почему для рядового телевизионного зрителя сериалы стали настоящей отдушиной, заменившей "серьезное кино". Можно отметить, что в последнее время ставится много сериалов на темы Великой Отечественной войны, либо действие сериала происходит в далеком социалистическом (а то и раньше) прошлом. И в этом проявляется любовь Рыб к ретро и всему антикварному. Вспомним хотя бы недавний успех ретрофутуристического фильма "Небесный капитан и Мир будущего". В моде античные постановки - снята "Троя", выходит на экраны "Александр" - фильм про Александра Македонского. Во всем мире просыпается интерес к истории кино, киноведению. На Уране в Рыбах не только исчезла мода на "унисекс" во всех его проявлениях - теперь в фильмах модно показывать драматизм отношений между мужчиной и женщиной. Проявления феминизма не приветствуются - по крайней мере, на экране. В центре событий - либо "роковая женщина", либо любящая и страдающая героиня. Не случайно иностранные фильмы "Неверная" (США), "Роковая женщина" (США), "Трудности перевода" (США), "Любовь по правилам и без" (США), "Реальная любовь" (Великобритания), "Куклы" (Япония) и наш "Небо, самолет, девушка" имеют такой успех. В моду входят сентиментальные, душещипательные комедии - если смех, то сквозь слезы. Можно ожидать, что до 2010 года эта тенденция будет развиваться. Уран в Рыбах, водном знаке будет покровительствовать картинам, которые будят эмоции, чувства, затрагивают глубинные пласты подсознания. А для этого как нельзя лучше подходят фильмы ужасов, драмы, мистические триллеры, мелодрамы, романтические комедии. В 2008 году Плутон войдет в знак Козерога, а в 2011 году произойдет ингрессия Нептуна в свой знак - знак Рыб, Уран же, вошедший в знак Овна, будет формировать напряженный аспект с Плутоном. Кроме того, в 2010 - 2011 годах будет наблюдаться оппозиция Юпитера в Овне к Сатурну в Весах. Уран будет в соединении с Юпитером, а Плутон в Козероге дополнит композицию до тауквадрата. После 2010 года можно ожидать значительных изменений - и, возможно, не в пользу кинематографа. Напряженный аспект Урана к Плутону может говорить о том, что кино, в современном его виде, не будет пользоваться успехом в обществе. Можно предположить, что будут серьезные изменения, как это уже происходило в 1927 - 1934 годы, когда Уран вошел в знак Овна и тоже сформировал напряженный аспект к Плутону. Тогда появилось звуковое кино, которое перечеркнуло все достижения "великого немого". Вероятно на новом цикле Урана в 2010 году новые научно-технические открытия перевернут в очередной раз наши представления об искусстве кинематографа. В любом случае, расстраиваться не стоит - зрители только выиграют, мы сможем увидеть нечто новое и потрясающее воображение. Будет ли это виртуальный трехмерный кинематограф или что-то еще более захватывающее - неизвестно, но то, что качество фильмов вырастет на порядок, несомненно. Нам, зрителям остается только набраться терпения и немного подождать. И ожидание это будет, несомненно, приятным - ведь сейчас, на Уране в Рыбах, перед нами пройдут самые лучшие, самые качественные, выверенные временем экранизации! Приятного всем просмотра! Обсудить статью в Форуме >> |