|
|
Павел Свиридов
АСТРОЛОГИЯ ФИЛЬМА ИЛИ МАГИЯ ЗВЕЗД
Пока теоретики увлеченно спорят о том, как это можно по регулярному движению
небесных тел предсказывать коллизии полного случайностей мира, астрология существует тысячи
лет и, вообще говоря, в чьем либо признании не нуждается. Она обобщает и систематизирует
житейский опыт человечества по множеству показателей, причем таких, на которые никак
нельзя повлиять, поддавшись эмоциям или расчету.
А что еще
нужно для удачи в кинематографе, как не возможность точно предсказать все поступки
персонажей и рассчитать симпатии зрителей, таких разных и разборчивых. Практичный Голливуд давно
пользуется профессиональными консультантами, а наше щедрое на вдохновение кино пока что
действует по наитию. И как хорошо получается! Судите сами. Например, один из лучших советских
фильмов - “Любовь и голуби” (начинать эту тему лучше с классики). Легкая любовная комедия, почти
водевиль. Значит, сюжет строится на стихиях воздуха и воды. Стихия земли должна
маскироваться, она утяжелит действие, напоминая о тяжелом труде, которого у крестьян и без фильма
достаточно. И, действительно, в пейзажах много воды, неба (с голубями и звездами) и почти нет
земли, даже двор перед домом застелен паркетом.
Фильм о любви и, значит, о женских характерах, потому что и развитие любовной
интриги и поступки женщин определяются соотношением влияния двух планет: Венеры и Луны.
С Венерой связаны красота, гармония, чувственность, то есть любовь в ее
непосредственных внешних проявлениях. Женщина, в гороскопе которой преобладает влияние Венеры,
считает любовь единственным качеством и главным смыслом жизни человека, и все подчиняет
оформлению этого качества: умение говорить, одеваться, создавать интерьер, грацию движений и
способность наслаждаться. Если преобладает положение Луны, собственно чувства
воспринимаются как средство поддержание главного: самой жизни. Такую женщину интересует,
прежде всего, уют, комфорт, дом, семья и дети, а любовь считается непременным и единственным
условием всего этого. Женщины Луны и Венеры различны в спокойной жизни и одинаковыми
становятся только тогда, когда у них пытаются отобрать предмет любви.
В женских
персонажах, по законам классической комедии, Луна и Венера представлены полярно.
У жены героя доминанта Луны. Эмоциональная, непосредственная, занятая домом,
детьми, повседневными заботами и переживаниями, она абсолютно не заботится о внешних проявлениях
красоты, привлекательности, полагая, что это необходимо только по особому случаю, как наряд в
сундуке для праздника.
Даже семейная драма не изменила существенно ее отношения к обаянию женщины,
танец это показал точно: главное, что вернулся, остальное “дело техники”. И уже ясно, что даже
гениальное платье она соорудила, скорее всего, в последний раз, характер остался цельным. Это и
вызывает добрый смех зрителя: противоречие “педагогической” байки об “осознании” и природной цельности “лунного”
характера.
А
соперница - это Венера без Луны, как цветок без корней, как замок на песке. Она всегда ухожена,
красива, элегантна, увлечена заботой о здоровье, диетой и модной пищей для интеллекта. Но в ее доме
много дизайна и нет уюта, много откровений науки и нет откровенности, много душевных восторгов и
нет душевности. И Вася сбежал не первым, одного предшественника даже разыскивали при помощи
экстрасенса. И как мудро и талантливо сбалансированы характеры в фильме, фабула
которого не принижает жизненную значимость ни одного из героев, а просто отводит каждому
планетарному влиянию свою нишу: в естественной сельской жизни преобладание Венеры -
непозволительная роскошь, а естественная городская жизнь неспособна ограничить себя
природными рамками Луны.
А главный герой? Трудолюбивый и бесшабашный, практичный и фантазер, веселый и
тоскующий - это двойственный Водолей. В фильме на этот счет имеется точное указание: середина лета,
южное ночное небо, и Водолей, который именно в это время в Зените, пишет звездами: “Эх, Вася”. На
простом противостоянии такой сложный жанр, как комедия не построишь, нужен образ,
уравновешивающий противоположности, и лучше Водолея здесь не придумаешь, знак, который за
суетой житейских противоречий видит истинную мудрость , доброту и заботу этого мира. Купил
красивого голубя - хорошо, отругали - плохо, упало бревно на голову - плохо, дали за это путевку -
хорошо, влюбился - хорошо, оказался в пикантной ситуации - плохо, и для Водолея это все не главное,
а главное “что-то другое” вроде воспоминания о “божьем человеке” с голубями. Философски,
главный герой - персонаж значимый, а сюжетно - как неподвижный камень на котором оттачиваются
чужие страсти. Такие персонажи всегда хорошо получаются в поле двойственных зодиакальных
знаков. Гармония чисто водно - воздушной стихии хороша для бесконечного мелодраматического
сериала, для комедии это скучновато. Нужно внести что-то огненное, пылкое, беспокойное и
максимально бестолковое.
Это Овен в образе деда. А один из лучших специалистов по Овнам - Юрский ( “Золотой
теленок”, “Республика Шкид” ). Я не знаю, как в подробностях делался этот фильм, но подозреваю,
что арифметический для астролога выбор интеллигентного Юрского на роль деревенского
балагура воспринимался создателями как творческое озарение.
Такой анализ можно продолжать дальше и дальше, по всем персонажам, ситуациям и даже
репризам, и если я не сумел все-таки убедить читателя, что астрология нужна кинематографу как
бухгалтеру - калькулятор, то хотя бы продемонстрировал одно из забавных приложений этой древней науки.
Обсудить статью в Форуме >>
Павел Свиридов
http://www.ctp.ru
|