
Уважаемые коллеги и все единомышленники!
Поздравляю всех с международным днём астрологии!
Желаю вам оседлать свою счастливую звезду! Успехов в жизни, взаимопонимания с близкими, побольше единомышленников, и конечно, прорывов в науке!
С наилучшими пожеланиями, администрация портала kometa-love.ru

Рафаэль. Астрономия. 1508 Станца делла Синьятура, Ватикан

Персидская астролябия XVIII века. Древний инструмент для навигации, вычисления положений звезд и планет, расчета гороскопа.
Астролябия (греч. ἁστρολάβον, астролабон, «берущий звезды») — прибор для определения широты и долготы, один из старейших астрономических инструментов. Основан на принципе стереографической проекции.
Астролябия впервые появилась в Древней Греции. Принцип стереографической проекции, переводящей окружности на сфере в окружности на плоскости, открыл в III в. до н. э. Аполлоний Пергский. Витрувий в своём сочинении «Десять книг об архитектуре», описывая астрономический инструмент, называемый «пауком», сообщает, что его «изобрёл астроном Евдокс, а иные говорят — Аполлоний». Одной из составных частей этого инструмента служил барабан, на котором, по словам Витрувия, «нарисовано небо с зодиакальным кругом».
Стереографическую проекцию описал во II веке н. э. Клавдий Птолемей в сочинении «Планисферий». Впрочем, «астролабоном» сам Птолемей называл другой инструмент — армиллярную сферу. Окончательный вид астролябии был разработан в IV в. н. э. Теоном Александрийским, который называл это устройство «малый астролабон». Первые дошедшие до нас трактаты об астролябии принадлежат философам и богословам Синезию (III—IV века н. э.), Иоанну Филопону (VI век н. э.), Северу Себохту (VII век н. э.)
Учёные исламского Востока усовершенствовали астролябию и стали применять её не только для определения времени и продолжительности дня и ночи, но также для осуществления некоторых математических вычислений и для астрологических предсказаний. Известно немало сочинений средневековых исламских авторов о различных конструкциях и применении астролябии. Таковы книги ал-Хорезми, ал-Аструлаби, аз-Заркали, ас-Сиджизи, ал-Фаргани, ас-Суфи, ал-Бируни, Насир ад-Дина ат-Туси и др.
С XII века астролябии становятся известны в Западной Европе, где вначале использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять свои по арабским образцам. В XIV в. широкой популярностью пользовались трактаты по устройству астролябии, написанные знаменитым писателем Джеффри Чосером и византийским учёным Никифором Григорой.
Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XV—XVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности. Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах. В XVI веке их стали делать на основе собственных расчётов, чтобы применять в европейских широтах.
Одним из лучших инструментальщиков XVI века был фламандский мастер Гуалтерус Арсениус. Его астролябии отличались точностью и изяществом форм, поэтому разные знатные особы заказывали ему их изготовление. Одна из них, изготовленная Арсениусом в 1568 году и принадлежавшая в своё время австрийскому полководцу Альбрехту фон Валленштейну, хранится ныне в Музее М. В. Ломоносова.
Современным потомком астролябии является планисфера — подвижная карта звёздного неба, используемая в учебных целях.

Староместские астрономические часы. Прага
Пражские куранты, Пражский Орлой (чеш. Pražský orloj) — средневековые башенные часы, установленные на южной стене башни Староместской ратуши на Староместской площади в Праге. Часы показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака. В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце. Каждый час, когда бьют часы, происходит небольшое представление в традициях средневекового кукольного театра. Фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков и таких доминант человеческой жизни, как смерть или воздаяние за грехи, начинают шевелиться: скелет дергает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, и в финале кричит петух.
Самые старые детали часов относятся к 1410 году и были изготовлены часовыми мастерами Микулашем Каданом и Яном Шинделем. Ян Шиндель был также профессором математики и астрономии в Карловом университете. Примерно в 1490 к часам был добавлен календарный циферблат, и тогда же фасад часов был украшен готическими скульптурами. Уже в 1552 году часы были отреставрированы часовым мастером Яном Таборским. В дальнейшем часы много раз останавливались, в XVII веке были добавлены движущиеся фигурки. Фигуры апостолов были добавлены в ходе капитального ремонта 1865—1866 годов. Во время Второй мировой войны Пражским курантам был нанесён значительный ущерб, 7 мая и 8 мая 1945 года в ходе подавления немецкими войсками начавшегося 5 мая радиовещания чешского подполья была обстрелена Староместская ратуша, в результате чего начался пожар, наиболее сильно обгорели деревянные скульптуры апостолов, которые в 1948 году восстановил мастер по дереву Войтех Сухарда (Vojtěch Sucharda). Вновь часы заработали только в 1948 году после большого ремонта.